• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку

Этот пост добавлен читателем Naked Science в раздел «Сообщество». Узнайте как это сделать по ссылке.

В России впервые в мире подтвердили возможность управления полетом сверхзвукового лайнера при отсутствии остекления

Специалисты национального исследовательского центра «Институт имени Н. Е. Жуковского» подняли в небо демонстратор интеллектуальных технологий в составе летающей лаборатории Як-40. Машиной управляли из кабины, не имеющей остекления. Пилоты задействовали системы внешнего видения на основе камер разных спектральных диапазонов.

Пилот управляет полетом летающей лаборатории Як-40 с помощью системы внешнего видения / © Правительство России /  ТАСС
Пилот управляет полетом летающей лаборатории Як-40 с помощью системы внешнего видения / © Правительство России /  ТАСС

По итогу испытаний специалисты подтвердили возможность управления полетом сверхзвукового гражданского самолета при отсутствии остекления с помощью системы внешнего видения (СВВ), состоящей из пяти камер видимого диапазона и двух камер инфракрасного диапазона.

Устройства позволили пилотам управлять воздушным судном за счет формирования видеопотоков от камер и комплексирования информации в условиях «закрытой кабины».

© Правительство России /  ТАСС

Пилоты с помощью СВВ успешно отработали процедуры руления, разбега, взлета, набора высоты, полета по маршруту, захода на посадку и посадку с пробегом по взлетно-посадочной полосе. 

Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK

Комментарии

29 Комментариев
игорь лешок
16 часов назад
-
0
+
Итог хороший. Дроны теперь будут летать на сверхзвуке. Картинка с камер будет у оператора. А кто то думал зачем в этом Як люди? Если камеры оплошают, то перейти на ручное управление. Осталось пару месяцев, до всех внедрений
Ilya Zavalishin
17 часов назад
-
0
+
А почему сверхзвукового лайнера, а не гиперзвукового? Или лучше - сверхсветового? Все равно ничего из этого не существует. Уж начал бредить- так хоть - бредь с размахом.
Володя. а
24 часа назад
-
0
+
пфф... тоже мне новость... вот ололошка маск, обещал обещать - и что ви таки себе думаете - ни разу ни соврамши, продолжает это делать, на радость несовершенноумным с самыми правильными лицами. а тут - всего-то впервые, всего-то по камерам, всего-то с потенциалом пилотирования на сз... да если бы это был ойфон с муском, об этом уже трындели из всех китайских утюгов (ибо других у меня для вас нет) учись, рашкаваня!
ulogin_facebook_10209253907367034
1 день назад
-
-2
+
Обычный шлем израильского пилота делал это все еще 15 лет назад еще на F16 ..а сегоднишнии шлемы F35 по 300к баксов за юнит умеют гораздо больше функций
Виктор Ivanov
1 день назад
-
-2
+
А в чём достижение? Типо не на тренажёре, а на реальном самолёте? Скажите им кто-нибудь что Тесла уже давно ездит используя камеры.
Sam Dowson
2 дня назад
-
0
+
"впервые в мире подтвердили возможность управления полетом сверхзвукового лайнера при отсутствии остекления" - "Пилоты с помощью СВВ успешно отработали процедуры руления, разбега, взлета, набора высоты, полета по маршруту, захода на посадку и посадку с пробегом по взлетно-посадочной полосе. " В каком месте тут сверхзвук? Да и Як-40 на сверхзвуке развалится.
    Николай Цыгикало
    2 дня назад
    -
    -1
    +
    Sam, нет.) Он его просто никогда не достигнет со штатными двигателями. И даже в крутом пикировании развалится раньше, чем выйдет на звуковую скорость.
    +
      ещё комментарии
      Sam Dowson
      2 дня назад
      -
      0
      +
      Николай, теоретически можно выйти и на "сверхзвук" относительно земли при сильном попутном ветре, как это делают обычные боинги и аэрбасы, попав в поток сильного западного струйного течения над атлантикой. Просто в заметке даже речи ни о каком сверхзвуке нет.
        Николай Цыгикало
        2 дня назад
        -
        0
        +
        Sam, я так "выходил" практически, в небе над Японией, где самые быстрые на Земле струйные течения. Выполняли рейс из Нариты в Папеэте, на Большой Таити. (Но мы попадали не в рекордные, конечно). Но это, конечно, не сверхзвуковой режим полета)
          Sam Dowson
          1 день назад
          -
          1
          +
          Николай, мне вот другое интересно. А если разряд бахнет в самолёт? В прошлый раз у суперджета автопилот отвалился, посадили вручную кое как закозлив. А если в момент разряда будут камеры без остекления? Изображение с них точно поплывёт и вручную уже не посадишь - остекления-то нет. Чисто по приборам? В советские времена помню пилот Ту-134 кичился, что посадит на полосу по приборам, задвинув все шторки - промахнулся на 69 душ... Так там аналоговые были, цифровые к разряду гораздо чувствительнее.
            Николай Цыгикало
            23 часа назад
            -
            0
            +
            S., если всерьез, то есть целые подходы к управлению полетом в условиях неработающих или неправильно работающих датчиков. Это же и условия работы с помехой — она забивает сигнал, или прерыаает его в разных видах. Ситуация с ослеплением камер разрядом тут довольно обычная задача. Рассказывал об этом тут, глава "Фильтр Калмана: математика для полетов «Аполлонов» "... система дифференциальных уравнений для расчета апостериорной (значит по фактическим наблюдениям) плотности вероятности и набора значений математических ожиданий. В итоге её работы можно получать оптимальную (то есть с минимальной среднеквадратической ошибкой) и непрерывно обновляемую оценку положения и вектора скорости цели в условиях, когда цель видна плохо: нечетко, в помехах, или отрывочно с перерывами. Помехи в любом канале наблюдения будут всегда, независимо от типа канала, потому что Вселенная не пустая. В поле зрения помимо цели всегда будет что-то еще, видимое в этом канале. Оптическом, тепловом, радиолокационном, акустическом, сейсмическом, гравиметрическом, любом. Мир виден в любом канале наблюдения, и цель видна в нем влитой в фон всего другого наблюдаемого. Зашумлено, затуманено, засвечено, зацвечено, затенено, размыто, приглушенно: помехи живут везде и бесконечно разнообразны. Кроме того, точные значения координат могут быть «размыты» сильным блеском самой цели: чистый фон, отсутствие наблюдаемого прочего, могут заставить цель выглядеть «ярче». Тогда размытость цели своим большим блеском возместит отсутствие помех чистого фона. И сам «глаз» тоже даст свои помехи, каким бы он ни был конструктивно. И помех станет еще больше в случае его не совсем верной работы." https://naked-science.ru/article/tech/perehvat-za-atmosferoi
            Стэн Станиславский
            17 часов назад
            -
            0
            +
            Sam, в авиации, как и в космосе, есть такая штука - дублирование и еще раз дублирование. Сделают несколько камер с раздельным (гальванически развязанным) питанием и подачей сигнала, разных типов даже, возможно. Я давно уже жду, когда самолет таки обвешают камерами вместо этих их примитивных датчиков. Можно прямо визуально видеть и состояние рулей, и шасси, и движка и много чего нужного. Тогда и можно будет сразу спалить всяких идиотов- левых пассажиров в отсеках с шасси. Ибо это было недавно в Афгане во время бегства оттуда армии США и регулярно случается в Африке на пассажирских рейсах. Ладно, если идиот просто там кончится. А вот если из-за кусков его тушки шасси не смогут убраться или выпуститься - это уже похуже, гораздо похуже ситуация.
Николай Цыгикало
2 дня назад
-
1
+
Странно, при чем тут сверхзвуковой полет и самолет Як-40. Как-то эти две сущности не вяжутся) а полет, когда из кабины ничего не видно, отрабатывают еще в училище. Полеты под шторкой обязательно входят в программу летной подготовки, еще и оценку по ним ставят. А тут целые видеокамеры наружного обзора. Роскошь, можно сказать. Ну и инфракрасные камеры уж точно надо испытывать при сверхзвуковом обтекании. Опять же, с каким значением числа М? Уже при трешке разогрев обтекающего потока будет изрядным... В качестве шутки: из кабины Як-40 зачастую и так почти ничего не видать, когда остекление завешано всякими картами, предметами и прочим. Когда выполнял полеты в кабине Як-40, иногда удивлялся, как оттуда вообще что-то видно. Вишенкой были ночные полеты с освещением кабины обычной подвесной лампой, болтавшейся на свисающем проводе как самая обычная гаражная переноска. При этом лобовое остекление было залеплено всякой дрянью. На вопрос — как же будем садиться? — летчики только ухмылялись. Могу вечером найти свои снимки из этой кабины, показать как это выглядело. И днем, и ночью :)
    Masyanya Masyanya
    2 дня назад
    -
    1
    +
    Николай, если не сложно, то пожалуйста.
    +
      ещё комментарии
    Стэн Станиславский
    1 день назад
    -
    0
    +
    "... а полет, когда из кабины ничего не видно, отрабатывают еще в училище..." Николай, серьезно? И прям взлет по приборам отрабатывают еще в училище? И даже посадку? Что касается ИК-камеры, совершенно очевидно, что она может быть нужна только при ночной посадке, а точнее при ночной посадке при плохой видимости, хотя и днем при плохой видимости тоже может пригодиться, то есть при полете на низких скоростях, заведомо ниже скорости звука. Совершенно очевидно, при сверхзвуке по ИК-камерам никто летать не собирается - в этом просто нет смысла. Замечание про то, что ЯК-40 не может летать при сверзвуке, справедливо, но ведь здесь в ролике, что совершенно очевидно, отрабатывались самые сложные операции при полете без визуального контакта, по камерам - то есть взлет и посадка, при скоростях заведомо ниже сверхзвука. То есть не важно, по крайней мере на этом этапе испытаний, какую скорость может развить самолет-лаборатория уже на высоте, на эшелоне. Полет на самом сверзвуке в данном контексте не представляет какой-либо сложности, там реально можно лететь по приборам даже без камер, чисто по GPS идти.
    +
      ещё комментарии
      Николай Цыгикало
      1 день назад
      -
      0
      +
      Стэн, пожалуй. Только плохой видимостью в авиации называются условия с атмосферными факторами, сокращающими расстояние видимости. Не думаю, что инфракрасные камеры покажут местность сквозь туман или мглу. Сквозь дымку может быть, но там и инфракрасные камеры не нужны. Скорее всего, для ночного режима в условиях хорошей видимости. А при плохой вряд ли помогут. Можно в этом убедиться, просто посмотрев в туман в тепловизионный прицел. В облаках и тепловые ГСН ракет не работают. И инфракрасные фототеодолиты тоже в туман не показывают, как и обычные оптические.
        Стэн Станиславский
        17 часов назад
        -
        0
        +
        Николай, вы просто не в курсе. В диапазоне 1064 нм в ИК у атмосферной влаги есть окно прозрачности. Даже при многослойной облачности при условии хорошей камеры вполне можно рассмотреть и очертания города ночью за счет теплового излучения, и сушу от моря отличить.
          Николай Цыгикало
          15 часов назад
          -
          0
          +
          Стэн, разумеется, я не в курсе. Но достаточно наблюдал местность в тепловизионный прицел, и заходил на посадки в кабинах в условиях плохой видимости. Вы в тепловой прицел зимой посмотрите, как видится местность даже в лёгкий снегопад, ну и в туманы до пятисот метров, а потом рассказывайте что увидели. Вот это будет честно и от практики. Разговариваю с вами и делюсь впечатлениями как практик. А фантазии да, дело интересное. Холодная местность смотрится ровно и непонятно, без ориентиров. По вопросам прозрачности атмосферы и наблюдениям через неё отдельная тема, каждый раз отрабатываемая при каждой боевой работе. Оптическое начало с удаления километров 120, атмосфера может быть разной. Там целая система понятий и практики. Могу дать ссылки на более детальные рассказы про это, описания с натуры, при разных типах облаков, ночные, дневные, и тд и тп. Включая уже не оптику, но телеметрию и её работу, и спецтелеметрию, помимо визуальных оптических дел. Есть многое здесь, кстати. Был бы интерес). Атмосфера отдельное сложное и своеобразное царство, его знать надо. Там много всего. И атмосферная влага бывает разной. Это и оптически прозрачный пар, и туман разной плотности или дымка, и снежные осаждения вплоть до метелей. В высотных облаках такого всегда хватает, особенно в верхних частях, а самолёт пойдёт высоко над ними. Через эти массивы вряд ли окна откроются на любой волне, и лежат они на сотни километров. В общем, откуда мне быть в курсе, Стэн. Разумеется, подначиваю.) Не чрезмерно? Всё вышеописанное - практика.
            Стэн Станиславский
            3 часа назад
            -
            0
            +
            Николай, ваш тепловизионный прицел очевидно не сработает. Нужен качественный охлаждаемый тепловизор с узкополосным светофильтром, пропускающим только ИК в районе 1064 нм. Такое пока только ученые используют, у вояк такого нет.
      Глеб Горбунов
      14 часов назад
      -
      0
      +
      Стэн, вы, как я посмотрю, всё можете объяснить 😄. Даже за авторов пояснить, что они имели в виду. То есть вам можно рассказывать приятный бред и вы сами всё додумаете
        Стэн Станиславский
        3 часа назад
        -
        0
        +
        Глеб, нет. Далеко не всегда я авторов оправдываю. За чушь могу и поругать. Конкретно здесь автор, похоже, очень мало знал об обстоятельствах испытаний и предназначении ИК-камеры, вероятно. За это его знающие люди поругали, например, тот же Николай Цыгикало и другие правильно указал на то, что ЯК-40 сам по себе не может летать на сверзвуке. А я пояснил, что могло иметься в виду под этими испытаниями и ряд подробностей про камеры
    Alexander IK
    10 часов назад
    -
    0
    +
    Николай, а причем тут бред который вы написали? Написано же черным по белому ПО ИТОГУ ИСПЫТАНИЙ ПОТВЕРДИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ СВЕРХЗВУКОВОГО ГР. САМОЛЕТА. Где было написано что як летел на сверхзвуке?
    +
      ещё комментарии
      Николай Цыгикало
      6 часов назад
      -
      0
      +
      Alexander, почему тогда сразу не гиперзвукового? Или космического Шаттла? Если система облетана на дозвуке, как это может доказать ее годность для сверхзвукового режима? На котором она не провела и секунды? Испытания на Ан-2 или Як-40 не подтверждают годность для сверхзвука. Подтвердить такую годность можно только проверкой этим самым сверхзвуком. Если на нем не облетывалось — какое же тут подтверждение. Вы этого не понимаете? Даже просто после капремонта сверхзвукового самолета каждый экземпляр облетывается летчиком-испытателем перед передачей его в войска, в эксплуатацию. Испытатель пишет свои замечания по облету в паспорт самолета. А в его летной книжке этот полет так и записывается: "облет самолета". Так вот облет этот выполняется за четыре полета. Два — на дозвуке, и два полета — на сверхзвуке. Вот только после них, двух сверхзвуковых контрольных полетов, самолет облетан. И вот только тогда данный экземпляр "подтвердил возможность работы" На сверхзвуковом режиме. А не после полетов на дозвуке. На дозвуковых режимах сверхзвуковая техника ничего для сверхзвука не доказывает и не подтверждает. Как не подтверждает н чего и испытания сверхзвуковой ракеты на дозвуке. Даже у водолазов оборудование для глубины 100 м проверяют не в ванне, а на реальной глубине. А оборудование для температуры в 1000 градусов не подтверждают кипятком. Это как испытание парашюта без реального прыжка или сброса. А самолет не испытывают одним рулением по рулежке. Его облетывают, а не ездят на нем по земле. А что, двигатель-то работает... Бред - это подтверждение управления сверхзвуковым самолетом проверкой на совсем другом режиме полета — дозвуке. Это земля и небо. Никогда дозвуковой полет не подтверждал возможности сверхзвукового. Если оборудование не испытано в рабочем режиме — а он сверхзвуковой — то какое же тут подтверждение? Чего — что прошел проверку на дозвуке? Но при чем тут сверхзвук, если на нем не проверяли?
        Стэн Станиславский
        3 часа назад
        -
        0
        +
        Николай, подразумевается, наверное, что цель данного испытания потом применение в будущем сверзвуковом лайнере. Ну и плюс "ученый изнасиловал журналиста", очевидно же )))
          Николай Цыгикало
          1 час назад
          -
          0
          +
          Стэн, разумеется. Но если шасси сверхзвукового самолета и работу его закрылков нудно испытывать на дозвуке, где они и работают, а на сверхзвуке не работают — то оборудование для сверхзвукового полета надо и испытывать на сверхзвуке. Аналогично, гиперзвуковые устройства — на гиперзвуке. Скажу свое частное мнение чисто из личного опыта. Довелось много испытывать специальные летательные аппараты самых разных типов, проходившие атмосферу на меняющихся гиперзвуковых режимах. И написал про это кучу статей с деталями. Но не припомню ни разу, чтобы их оборудование и их специальную начинку признали "подтвержденной" без таких испытаний и гиперзвукового прохода атмосферы. А здесь фигли? Не облетал на сверхзвуке — не говори, что подтвердил. Подтверждает только полет на заявленном режиме. А если до него не дотянули — такая попытка ничего не подтверждает. Железное правило испытателей летающей техники. Поэтому и заявление в заметке режет глаз и вызывает резонный вопрос: а с какого?
Вчера, 10:15
Игорь Байдов

Долгое время палеонтологи считали, что древние крупные наземные хищники никогда не населяли острова Карибского моря. По крайней мере, после исчезновения динозавров. Эта картина казалась логичной: изолированность от материка не позволяла таким хищникам туда перебраться. Но острые зубы, по форме характерные для крупных плотоядных, которые ученые находили в скалах и пещерах, заставили усомниться в этой гипотезе.

Вчера, 18:26
Андрей

Туристы встретили гарпию во время прогулки по лесам Южной Америки, а когда одна из участниц отстала, хищник напал на нее и повредил скальп. Птицу удалось спугнуть, девушку доставили в больницу. Это краткий пересказ первого опубликованного отчета о нападении гарпии на человека. Причины атаки не совсем ясны. Cкорее всего, подтвержденных сообщений о таких нападениях больше, но специалисты не хотят их публиковать, чтобы не пугать обывателей и не провоцировать их на агрессию.

28 апреля
Юлия Трепалина

Прошлые научные работы показали, что высокие люди чаще зарабатывают больше. Исследователи из США решили проверить, не закладывается ли основа для этого преимущества еще в школе. Чтобы разобраться в вопросе, специалисты проанализировали данные около полумиллиона нью-йоркских школьников.

27 апреля
Редакция Naked Science

Квентин Маркос (Quentin Marcos) — концепт-художник и цифровой иллюстратор из Парижа, специализирующийся на создании научно-фантастических миров. Его работы переносят зрителя в далёкие планеты, футуристические города и альтернативные реальности, наполненные захватывающими сюжетами и атмосферной детализацией.

28 апреля
Юлия Трепалина

Прошлые научные работы показали, что высокие люди чаще зарабатывают больше. Исследователи из США решили проверить, не закладывается ли основа для этого преимущества еще в школе. Чтобы разобраться в вопросе, специалисты проанализировали данные около полумиллиона нью-йоркских школьников.

24 апреля
Игорь Байдов

В лесах Демократической Республики Конго, где живут бонобо, царит особенный порядок. Власть там принадлежит самкам, а не крупным и сильным самцам. Ученые три десятилетия наблюдали за этими человекообразными обезьянами, чтобы понять, как слабые физически самки становятся лидерами.

8 апреля
Березин Александр

До 13 тысяч лет назад в Северной Америке жил вид, который ученые до недавнего времени считали волком. Компания Colossal Biosciences объявила о возрождении этого вымершего вида, но биологические детали ставят ее заявление под серьезное сомнение.

2 апреля
Березин Александр

Известный американский отраслевой обозреватель Эрик Бергер взял интервью у экипажа космического корабля Boeing, из-за технических проблем которого два астронавта задержались на орбите на девять месяцев вместо одной недели. Детали, которые они озвучили, указывают на серьезные проблемы Starliner, о которых ранее умалчивали. Люди провели немало времени при глубоко нештатной температуре. При слегка другом сценарии миссии экипаж корабля мог погибнуть. Официальные заявления NASA и Boeing сразу после июньского полета к МКС, судя по интервью, были заведомо неправдивыми.

16 апреля
Андрей

Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.

[miniorange_social_login]
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно