5 историй: Полеты животных в космос — Naked Science
15.07.2015

5 историй: Полеты животных в космос

Животные, побывавшие в космосе - собака Лайка, Звездочка, крысы Гектор, Поллукс, Кастор, кошка Фелисетта, обезьяны Эйбл и Мисс Бейкер, собаки Белка и Стрелка.

hello_html_m5a6a3c78
Собака Лайка

Этот героический пес стал самым первым животным, полетевшим в космос. Между тем на его роль претендовали еще две бродячие собачки – Муха и Альбина, которые к тому моменту уже совершили два суборбитальных полета. Но Альбина ждала щенят, и суровые сердца ученых дрогнули – они пожалели собаку, ведь полет не предполагал возвращения космического туриста на Землю.

В конце концов выбор пал на Лайку. Сначала несчастное животное долгое время провело в макете контейнера, а перед полетом еще и выдержало операцию по вживлению датчиков дыхания и пульса. Полет Лайки состоялся 3 ноября 1957 года. Сначала у нее фиксировали учащенный пульс, который восстановился до практически нормальных значений, когда животное оказалось в невесомости. Однако через пять-семь часов после старта Лайка погибла, хотя предполагалось, что она проживет на орбите около недели. Гибель животного была обусловлена стрессом и перегревом. Но некоторые полагают, что виной этому стали ошибка в расчетах площади спутника и отсутствие системы терморегуляции (во время полета температура «на борту» достигла 40 градусов). В 2002 году появилась также версия, что собака погибла в результате прекращения подачи кислорода.

С мертвой собакой на борту спутник совершил еще 2370 витков вокруг планеты и сгорел в атмосфере 14 апреля 1958 года. А советские граждане получали информацию об уже мертвом псе еще целую неделю после старта аппарата. После чего газеты сообщили, что Лайку усыпили. Истинные причины и дата гибели собаки стали известны намного позже. Когда это случилось, последовала небывалая волна критики западных защитников животных. Вместо собак они даже предложили отправить в космос первого секретаря ЦК КПСС Никиту Сергеевича Хрущева. А 5 ноября 1957 года газета The New York Times назвала Лайку «самой лохматой, самой одинокой и самой несчастной собакой в мире».

Обезьяны Эйбл и Мисс Бейкер

В космосе побывало множество животных. Только обезьян было отправлено около 30 особей (как СССР, так и США и Францией). Из тех, кто летал на орбиту в первые годы космических исследований, погибли более половины. Основная причина смерти – удушье или отказ парашютной системы. А первыми, кто выжил после полета, стали макак-резус по имени Эйбл и беличья обезьяна Мисс Бейкер.

Эйбл родилась в зоопарке Канзаса, а Мисс Бейкер купили в зоомагазине в Майами. Обе обезьяны попали в медицинское училище авиации ВМС в городе Пенсакола (США). 28 мая 1959 года обезьяны отправились на орбиту на борту ракеты «Юпитер Ам-18». Поднявшись на высоту 480 км, животные летели в течение 16 минут, девять из которых они находились в невесомости. Во время полета у Эйбл регистрировали повышенное давление и учащенное дыхание. Увы, через три дня после приземления она все равно погибла, не выдержав наркоза (ей делали операцию по удалению вживленных электродов). Чучело Эйбл выставлено в Национальном музее воздухоплавания и космоса Смитсоновского института.

А вот Мисс Бейкер прожила долгую обезьянью жизнь и умерла 29 ноября 1984 года от почечной недостаточности в возрасте 27 лет (максимальный возраст беличьих обезьян). Животное похоронено на территории Космического и ракетного центра США в Ханствилле. На ее надгробной плите всегда лежит ее излюбленное лакомство – несколько бананов.

Собака Звездочка

За 18 дней до полета Юрия Гагарина в космос была отправлена еще одна собака – Звездочка. Вместе с ней на борту находился манекен по имени Иван Иванович, который, как и планировалось, была катапультирован в ходе полета.

Полет прошел удачно, и аппарат со Звездочкой приземлился в районе деревни Карша в Пермской области. Собака выжила. Хотя, наверное, это бы едва ли произошло, если б не пилот Ижевского авиаотряда Лев Оккельман, обладавший большим опытом полетов в неблагоприятных условиях на низких высотах и потому вызвавшийся найти собаку. Пилот действительно нашел, напоил и обогрел несчастное животное. Дело в том, что погода была плохая и «официальная» поисковая группа долго не могла начать свои поиски.

«Собачка совсем освоилась, ласковая такая. Но я понял, что она хочет пить. Еда-то у нее была, тубы там какие-то, а вот воды не было. Тогда я зачерпнул пригоршню снега и поднес ей – она весь снег слизала», – рассказывал потом о своей встрече со Звездочкой Лев Карлович.

В Ижевске установлен памятник собаке-космонавту Звездочке. Увы, она была далеко не последней собакой, отправленной на орбиту.

Крысы Гектор, Кастор и Поллукс

Крыса (которую позже окрестили Гектором) отправилась в полет на французской метеорологической ракете Veronique AGI 22 февраля 1961 года. Причем первая крыса, которая должна была отправиться в космос, перегрызла пучок кабелей от считывающих информацию устройств, поэтому ее заменили другой. Через 40 минут после старта Гектор удачно приземлился, а на следующий день уже отправился в Париж – на встречу с журналистами (которые и нарекли его Гектором). Удача, впрочем, улыбалась крысе недолго: через полгода Гектора усыпили – чтобы изучить влияние невесомости на электроды в теле животного.

А 15 октября 1962 года в космос отправилась еще одна крыса – Кастор. Однако по техническим причинам полет ракеты начался позже запланированного времени, а потеря связи с поисковым вертолетом привела к тому, что отделившаяся от ракеты головная часть была обнаружена спустя более часа. За это время Кастор умер от перегрева. Та же участь постигла и Поллукса, полетевшего на орбиту 18 октября 1962 года. Поисковая группа так и не смогла обнаружить головную часть аппарата с контейнером, где находилась крыса.

Кошка Фелисетта

Из 30 бездомных кошек и котов, выловленных во Франции, отбор в космонавты прошли четырнадцать. Среди них был кот по имени Феликс. Он уже полностью был готов к полету, а в его мозг вживили электроды, но счастливец смог сбежать. В срочном порядке он был заменен на кошку Фелисетту, которая отправилась в космос 18 октября 1963 года. Невесомость продлилась для Фелисетты 5 минут и 2 секунды. Ее нашли в капсуле через 13 минут после старта. К счастью, животное чувствовало себя хорошо и очень быстро стало знаменитым. А вот безымянный кот с номером СС 333, полетевший в космос после Фелисетты – 24 октября 1963 года, увы, погиб, поскольку головную часть ракеты с капсулой обнаружили лишь спустя два дня после ее приземления.