• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
27.10.2016, 09:10
Редакция Naked Science
1 482

Военные и гражданские модификации вертолетов

Чем отличаются гражданские и военные типы вертолетов? Какие известные машины имеют боевые модификации?

1
©Wikipedia / Автор: Pinaria Caprarius
 
Сбрить «Ирокез»

Bell UH-1 (Iroquois, или Huey) — самый массовый и узнаваемый военный вертолет в мире. ВВС разных стран активно применяют его в боевых целях уже около полувека. Американские военные активно использовали «Ирокезы» во время войны во Вьетнаме и других вооруженных конфликтах.

 

В боевых целях Bell UH-1 применялся для транспортировки личного состава и легких грузов, а также для нанесения ударов по наземным целям. Машина оснащается разными видами вооружения, включая крупнокалиберные пулеметы на внешней подвеске, управляемые и неуправляемые ракеты, гранатометы. Личный состав может вести огонь из стрелкового оружия через дверные проемы. На некоторых машинах в проемах боковой двери устанавливаются станковые пулеметы. 

 

Военные и гражданские модификации вертолетов – иллюстрация к материалу на Naked Science

Бортовой стрелок ведет огонь из станкового пулемета M-134 Minigun, установленного в проеме боковой двери»Ирокеза»
 

Серия вертолетов UH-1 прошла долгий путь развития. Последняя модель UH-1Y уже мало чем напоминает своего прародителя.

 

Военные и гражданские модификации вертолетов – иллюстрация к материалу на Naked Science

UH-1Y ? самая современная модель в ряду UH-1

 

На вертолете установлен четырехлопастный несущий винт из композитных материалов, 2 ГТД General Electric T700-GE-401, увеличен размер фюзеляжа для дополнительного БРЭО, установлен новый комплект БРЭО, включающего GPS и систему цифровой картографии, установлены новые системы пассивного и активного радиотехнического противодействия. Значительно расширен диапазон применяемого вооружения. Пассажировместимость увеличилась до 18 человек, а максимальная скорость до 304 км/ч. Серийное производство UH-1Y начато в 2008 году.

 

Грозный «Ирокез» служит не только в военных целях. Компания Bell с начала 60-х годов прошлого века выпускает гражданские модификации машины: B204 и B205. Мирные машины оснащаются более мощным двигателем, поэтому они подходят для грузоперевозок, включая транспортировку тяжелых грузов на внешней подвеске.

 

Также в мирных целях «Ирокезы» работают в качестве пассажироперевозчиков, медицинского транспорта, средства передвижения для спасательных команд. Американская компания Bell передала право на производство гражданских модификаций UH-1 итальянскому вертолетостроителю AgustaWestland и японской корпорации Fuji. 

 

Военные и гражданские модификации вертолетов – иллюстрация к материалу на Naked Science

Гражданская модификация «Ирокеза» на службе у канадских пожарников

 

Ми-8: универсальный солдат и работник

Отечественный вертолет Ми-8 также входит в число наиболее массовых машин в истории. Это воздушное судно с двумя двигателями разрабатывалось для военных нужд. Советская армия получила первые Ми-8 в 60-е годы. В боевой авиации этот вертолет применяется до настоящего времени. Универсальная машина решает разные задачи:

 

— Транспортировка грузов и специальных тактических групп. Ми-8 подходит для десантирования бойцов в боевых условиях.

— Поражение наземных целей. Ми-8 получил известность и как вертолет поддержки, поскольку имеет возможность использовать широкую номенклатуру управляемого и неуправляемого вооружения класса «воздух-поверхность». На четырех узлах подвески могут размещаться неуправляемые ракеты, ПТУР «Атака», подвесные контейнеры с авиационными пушками, авиабомбы.

— Радиоэлектронная борьба. Вертолеты оборудуются средствами РЭБ для поставки помех.

— Минирование территории. Вертолеты с миноукладчиками применяются для защиты наземных армейских частей от атак неприятеля, минирования путей передвижения и опасных направлений.

— Воздушная разведка. Для решения этой задачи вертолеты оборудуются фото-, видеоаппаратурой и средствами радиоэлектронной разведки.

— Маскировка наземных частей. В этом случае Ми-8 создает с помощью спецоборудования дымовую завесу.

— Воздушный командный пункт. 

 

Военные и гражданские модификации вертолетов – иллюстрация к материалу на Naked Science

Ми-8 ведет огонь неуправляемыми ракетами С-8

 

В гражданских целях Ми-8 чаще всего применяется в качестве пассажирского и грузового судна. Также вертолет используют в сельском хозяйстве для распыления средств для борьбы с вредителями.

 

Военные и гражданские медики широко используют Ми-8 для транспортировки пациентов и организации экстренной помощи. На базе этого воздушного судна созданы гражданские и военные варианты воздушного госпиталя. Ми-8 оборудован медицинской аппаратурой, с помощью которой можно организовать интенсивную терапию пациентов.

 

Пассажирский вертолет Ми-8АМТ-1 был построен для авиаотряда Президента РФ.

 

Военные и гражданские модификации вертолетов – иллюстрация к материалу на Naked Science

Президентский борт

 

Boeing CH-47 Chinook: транспорт нужен военным и гражданским

Военно-транспортный вертолет CH-47 Chinook имеет узнаваемый внешний вид. У него продольная схема расположения несущих винтов: один находится в передней, а второй в задней части фюзеляжа. Вертолет CH-47 показывают в голливудских фильмах не реже, чем знаменитый «Ирокез».

 

Военные используют Chinook для транспортировки грузов, боеприпасов и личного состава. Иногда эти машины применяются в качестве вспомогательных воздушных судов непосредственно во время боевых действий. Например, они обеспечивают дымовую завесу для маскировки наземных частей. В качестве эксперимента американские военные оборудовали несколько CH-47 пушками, чтобы использовать в качестве летающих крепостей. Но из-за уязвимости крупной машины перед переносными зенитными установками эксперимент был прекращен. 

 

Военные и гражданские модификации вертолетов – иллюстрация к материалу на Naked Science

CH-47 ВМФ США на учениях

 

Гражданские модификации CH-47 применяются для перевозки грузов и пассажиров. Пассажирская модификация способна принять на борт до 44 человек. CH-47 активно эксплуатируют для перевозки персонала операторы морских буровых установок.

 

Один из самых известных частных владельцев Chinook — американский политик Дональд Трамп. В его парке есть два экземпляра CH-47 с эксклюзивным дизайном салона.

 

Военные и гражданские модификации вертолетов – иллюстрация к материалу на Naked Science

CH-47 Дональда Трампа
 
Многофункциональность — обычная практика

Крупные производители вертолетов часто модифицируют базовые разработки для решения военных и гражданских задач. Кроме перечисленных выше винтокрылых машин упоминания заслуживают следующие типы вертолетов:

 

— На базе многоцелевого гражданского вертолета EC155 компания Airbus Helicopters создала грозную противолодочную «Пантеру» — AS565 Panther. Боевой вариант EC155 стоит на вооружении ВВС Франции, ОАЭ, Мексики и других стран.

-Мирный красавец Airbus H160 имеет военную модификацию H160M. Она используется для огневой поддержки наземных частей с воздуха.

— Пассажирский вертолет Sikorsky S-76 имеет боевые модификации AUH-76 и H-76, которые армия и ВМФ США используют в боевых целях.

— Транспортный вертолет AW101 итальянского производителя AgustaWestland активно используют как гражданские, так и военные службы.

 

Настоящим чемпионом по созданию военных и гражданских модификаций вертолетов остается американская компания Bell. Кроме упомянутого выше «Ирокеза» производитель создал и другие универсальные машины. В число самых известных входят Bell 206, AB 139, AB 412 Grifone.

 

Технические характеристики гражданских и военных модификаций вертолетов частично совпадают. Разница определяется особенностями функционального предназначения машин.

 

Например, гражданские типы воздушных судов обычно имеют более вместительные топливные баки по сравнению с военными. Это обеспечивает большую дальность и продолжительность полета мирных винтокрылых машин. Военные вертолеты рассчитаны на быстрое решение боевых задач. Поэтому конструкторы часто сокращают объем баков, чтобы иметь возможность установить дополнительное оборудование и защитить фюзеляж. Для увеличения дальности полетов используются подвесные топливные баки.

 

Гражданские модификации имеют более вместительный фюзеляж, а также обладают большей грузоподъемностью. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, гражданские вертолеты не несут оружие, броню и другое военное оборудование. Во-вторых, конструкторы стараются уменьшить физические размеры корпуса боевых вертолетов. Например, гражданская модификация «Ирокеза» Bell 204 длиннее оригинальной боевой машины более чем на метр. 

 

Военные и гражданские модификации вертолетов – иллюстрация к материалу на Naked Science

Медицинский эвакуационный вертолет американской армии на базе «Ирокеза»

 

Как ни странно, гражданские вертолеты обычно имеют более мощные двигатели по сравнению с военными аналогами. В боевых условиях вертолеты не нуждаются в избыточной мощности, поэтому конструкторы оснащают их более дешевыми, легкими и компактными силовыми установками.

 

Значительно отличаются системы управления и навигации гражданских и военных вертолетов. Кроме непосредственного пилотирования в боевых модификациях летчики управляют огневыми установками, системами постановки помех, дополнительным навигационным оборудованием и системами разведки.

 

Воин или пахарь

Производители вертолетов обслуживают потребности гражданских и военных покупателей. Поэтому практически у всех крупных игроков рынка вертолетостроения есть универсальные типы, на базе которых разработчики создают военные и гражданские модификации. Некоторые из них остаются узнаваемыми и в камуфляже, и с яркими логотипами гражданских компаний. Другие в военной и гражданской модификациях могут узнать только специалисты.

 

Остается надеяться, что гражданские вертолеты всегда будут более востребованными, чем военные.

 

Ознакомиться с ценами на гражданские легкие вертолеты вы можете на сайте вертолетной компании «ХелиКо Групп», официального дилера Robinson. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
12 июля, 22:10
Редакция Naked Science

Лето 2025 обещает насыщенную линейку научно-фантастических сериалов на ведущих стриминговых платформах. От адаптаций культовых романов до масштабных космических одиссей — мы отобрали проекты, на которые стоит обратить внимание.

14 июля, 10:19
Александр Березин

Фраза «понедельник — день тяжелый» несет больше смысла, чем можно подумать: в этот день действительно чаще случаются сердечные приступы и многое другое. Теперь исследователи показали, что такое влияние понедельники сохраняют даже после того, как человек прекратил ходить на работу.

14 июля, 11:29
ПНИПУ

Представьте мир, где извергаются серные вулканы высотой в 60 раз больше Эвереста, под 20-километровым льдом скрываются океаны, мощные гейзеры выбрасывают струи водяного пара в космос, а реки из жидкого метана стекают в углеводородные моря. Так выглядят спутники планет Солнечной системы. Ученый Пермского Политеха Евгений Бурмистров рассказал, почему они считаются самыми перспективными местами для поиска жизни и колонизации.

12 июля, 22:10
Редакция Naked Science

Лето 2025 обещает насыщенную линейку научно-фантастических сериалов на ведущих стриминговых платформах. От адаптаций культовых романов до масштабных космических одиссей — мы отобрали проекты, на которые стоит обратить внимание.

11 июля, 17:47
Денис Яковлев

Международная команда ученых оценила связь между длительностью физической активности, ее интенсивностью, риском смерти от всех причин и вероятностью развития сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

9 июля, 08:26
Полина Меньшова

Подобрать тип физической активности, который лучше всего подходит человеку, можно исходя из особенностей его характера. Психологи из Великобритании определили, что люди с разными чертами личности получают больше удовольствия от разных видов спорта.

17 июня, 16:49
Адель Романова

Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.

25 июня, 15:19
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

2 июля, 11:17
Юлия Тарасова

Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно