В Петербурге восстановят броненосец «Стрелец»

Центральный военно-исторический музей совместно с Фондом поддержки, реконструкции и возрождения исторических судов и классических яхт объявили о проекте о реконструкции монитора «Стрелец», построенного в XIX веке.

2 200
Выбор редакции

Корабли класса монитор появились в США во второй половине XIX века. Первым таким судном стал броненосец Военно-морских сил (ВМС) страны, спущенный на воду в 1862 году. Он и последующие аппараты этого типа отличались чрезвычайно низким (60–90 сантиметров) надводным бортом, малой осадкой, а также рекордным калибром артиллерии (до 508 миллиметров), которая была способна вести практически круговой обстрел. Мониторы предназначались для уничтожения береговых укреплений и артиллерии противника, в первую очередь на реках и в прибрежных водах. Из-за низкого борта они редко выходили в открытые моря.

 

Помимо США мониторы получили распространение в других странах, в том числе в Российской империи. Так, в 1863–1865 годах строились броненосцы типа «Ураган», которые прослужили до 1900 года. В ноябре 1863 года на петроградской верфи «Галерный островок» (ныне входит в состав санкт-петербургского судостроительного предприятия «Адмиралтейские верфи») был заложен монитор «Стрелец» типа «Ураган». В состав императорского флота броненосец включили в 1865 году, а менее чем за год до этого «Стрелец» был спущен на воду. Первоначально длина судна составляла 61,3, ширина — 14 метров.

 

По сравнению с аналогами «Стрелец» получил упрощенное бронирование и имел водоизмещение около 1,6 тысячи тонн. Толщина брони башен судна составляла 279 миллиметров, корпуса — 127 миллиметров, рубки — 203 миллиметра. Чтобы облегчить конструкцию, инженеры установили вместо бронированной палубы обычную. После принятия на вооружение военные решили усилить броню монитора: для этого были изготовлены, однако так и не установлены плиты из стали толщиной 12,7 миллиметра. В разное время арсенал «Стрельца» включал в себя одну или две (на башне) 229–432-миллиметровые пушки и два 45-миллиметровых скорострельных орудия.

 

«Плавмастерская № 1» / ©Фонд поддержки классических яхт

«Плавмастерская № 1» / ©Фонд поддержки классических яхт

 

В состав экипажа «Стрельца» входили 96–110 человек, запас топлива (угля) составлял 190 тонн. Дальность хода корабля оценивалась в 1,4 тысячи миль (2600 километров), он мог развивать скорость до шести узлов (порядка 11 километров в час). В 1892 году судно сперва переквалифицировали в броненосец для обороны береговой линии, а спустя восемь лет власти направили его в Кронштадт для списания. В 1900 году с монитора демонтировали военные системы и вооружение, и вскоре, в 1901 году, он был передан Кронштадтскому морскому заводу, которому тот принадлежит по сей день.

 

Последний использует «Стрелец», получивший название «Плавмастерская № 1», для ремонта судов. В рамках проекта Фонда поддержки классических яхт по реконструкции корабль планируется восстановить до оригинального состояния (после списания он не только утратил вооружение, но и получил палубные надстройки и бортовые надставки). Также реставрированию подлежит модель монитора в масштабе 1:12, построенная в 1863–1865 годах. Помимо «Стрельца» было построено девять кораблей типа «Ураган». Предполагается, что к настоящему времени только два из них уцелели в виде корпусов.

 

О проекте реконструкции сообщается на сайте Фонда поддержки классических яхт.

Оружие и техника

Naked Science Facebook VK Twitter
2 200
Комментарии

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите Отправить ошибку