Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Есть ли будущее у штурмовиков?
Вскоре штурмовики Су-25 и A-10 могут уйти на свалку истории.
Самолет поля боя
В представлении штурмовики не нуждаются. Это относительно простые и дешевые машины, которые могут работать по наземным целям и имеют хорошую живучесть. Штурмовик не самый распространенный тип боевых самолетов, но некоторые из них оказали гигантское значение на ход мировой истории. Взять, к примеру, советский штурмовик эпохи Второй мировой Ил-2. Эта машина вообще стала самым массовым боевым самолетом всех времен и народов. Всего было выпущено 36 тыс. Ил-2.
Сейчас к штурмовикам обычно относят два летательных аппарата: американский A-10 Thunderbolt II и советский Су-25. Они далеко не новые, однако постоянно модернизируются. Так, например, американцы создали версию A-10С, превратив A-10 Thunderbolt II, получивший прозвище «бородавочник», в высокотехнологичное оружие XXI века. Самолет не стал менее живучим, но получил ряд важных усовершенствований, в частности «продвинутый» прицельный контейнер Sniper Advanced Targeting Pod. В арсенал самолета вошли новейшие управляемые бомбы и ракеты.
Отечественные Су-25 намного проще. Ни Россия, ни Украина не подошли системно к модернизации своего парка штурмовиков. Так, российский Су-25СМ, в отличие от «прародителя», имеет обновленную авионику, индикатор на лобовом стекле и многофункциональный индикатор. Но, по сути, он остался все таким же, каким был в конце 80-х. Современных прицельных средств самолет не имеет, а его вооружение состоит почти исключительно из неуправляемых АСП (авиационных средств поражения). Работа летчика Су-25 очень похожа на действия пилота советского Ил-2 в годы Второй мировой. Это было нормой (с некоторыми оговорками) в годы холодной войны, но сейчас такая крылатая машина выглядит откровенным анахронизмом.
Впрочем, списывать Су-25 тоже рано: в этом году российские ВКС получат обновленную версию самолета – новый Су-25СМ3. Его хотят оборудовать новой системой электронно-оптического наведения СОЛТ-25, в состав которой войдут телевизионный канал, тепловизор и лазерный дальномер. Если это удастся реализовать, то модернизация станет огромным шагом вперед для 25-го. Его арсенал, кстати, обещают пополнить такими современными АСП, как РБК-500 СПБЭ-Д. Это бомбы с самонаводящимися боевыми блоками. Все это позволит Су-25 приблизиться к уровню американского A-10С.
«Шершень» атакует
«Шершень-ЭП» – название опытно-конструкторской разработки, в рамках которой российские инженеры хотят создать новый самолет-штурмовик. Этот проект также известен как ПСШ, или перспективный штурмовой самолет. Речь идет об аппарате, который в 2020-х годах должен будет сменить Су-25. «Он будет способен применять всю номенклатуру тактического вооружения. Самолет будет малозаметным, способным приземляться на любые взлетно-посадочные полосы, обладать современным связным, радиолокационным и навигационным оборудованием. К 2020 году данный самолет уже будет поступать в части ВВС, постепенно заменяя крайне надежный Су-25СМ», – заявил в 2012 году официальный представитель Минобороны России по ВВС, полковник Владимир Дрик.
Сразу бросается в глаза слово «малозаметный». Сделать из Су-25 стелс-самолет невозможно, поэтому речь в данном случае может идти о принципиально новом комплексе. Для сохранения малозаметности все его вооружение будет спрятано внутри, а сам самолет будет чем-то похож на современные истребители пятого поколения.
Но пойдет ли Россия на такие траты? Ведь создание нового самолета с нуля – это огромные деньги и большой риск. Добавим, что к заявлениям официальных лиц нужно относиться с осторожностью, и не следует принимать все сказанное ими за «чистую монету». Поэтому на деле ПСШ может оказаться еще одним вариантом Су-25 или, вернее, самолетом, созданным на его базе. В пользу последнего говорят и другие источники, упоминающие «перспективный самолет-штурмовик на базе самолета типа Су-25».
Кстати, Су-25 не единственная возможная база для нового самолета. Так, легкий штурмовик может быть создан на основе учебно-тренировочного Як-130. Однако особенности конструкции этого самолета таковы, что его живучесть будет в любом случае намного ниже, чем у Су-25. Все-таки это совсем разные машины, и Як-130 не создавался с расчетом на высокую живучесть.
Дела заокеанские
В апреле 2016 года США анонсировали разработку нового штурмовика, получившего условное обозначение A-X. Американцы хотят получить машину, которая была бы эффективней A-10. При этом прорабатывается сразу несколько вариантов. Первый и самый интригующий – создание нового самолета с нуля. Это может быть малозаметный аппарат, который получит внутренние отсеки, где смогут разместиться такие ракеты, как Hellfire. В этой связи небезынтересен прогресс США по части беспилотных аппаратов. Проще говоря, новый штурмовик вполне может оказаться и БПЛА. А еще США рассматривают вариант создания нового самолета на базе таких легких штурмовиков, как A-29 Super Tucano или Scorpion.
Scorpion / ©Wikimedia
Легкий штурмовик Scorpion был разработан американской компанией Textron и совершил первый полет в 2013-м. Он имеет два турбореактивных двигателя Honeywell TF731 с тягой по 1800 кгс. Общая масса боевой нагрузки (с учетом внутреннего отсека) достигает 2800 кг. Одно из главных достоинств этого самолета – высокая экономичность. Так, себестоимость часа полета не будет превышать 4 тыс. долларов.
Ряд американских военных аналитиков предлагает вообще отказаться от штурмовиков, отдав их роль истребителям пятого поколения F-35. Но эта инициатива наталкивается на вполне понятное противодействие. Дело в том, что во время операции «Буря в пустыне» (в 1991 году) штурмовики А-10 за 43 дня операции выполнили больше 8 тыс. вылетов – намного больше, чем любой другой боевой самолет США. А-10 уничтожили около тысячи иракских танков: такими результатами не может похвастаться даже знаменитый ударный вертолет «Апач». Проще говоря, полный отказ от штурмовиков выглядит не очень обдуманным: не факт, что F-35 станет равноценной заменой «бородавочнику». Именно поэтому американцы уже отказались от первоначальных планов списать все A-10 в ближайшие годы. А новая угроза со стороны ИГ может побудить США продлить срок эксплуатации Thunderbolt II чуть ли не до конца 2020-х годов.
В целом, будущее у самолетов-штурмовиков, несмотря на весьма солидный послужной список, крайне неопределенное. В обозримом будущем их могут «потеснить» как многофункциональные истребители, так и новые беспилотные летательные аппараты. Потенциал современного авиационного вооружения таков, что самолету уже не нужно «висеть» над полем боя, выискивая противника. Следовательно, ему уже не так сильно будут нужны живучесть и броня. Поэтому A-10 и Су-25, возможно, войдут в историю как последние узкоспециализированные самолеты поля боя. Последние настоящие штурмовики.
Группа ученых из России и Германии математически описала ситуацию, когда происходит самоостановка света — явление, при котором скорость световых импульсов падает в миллионы раз, вплоть до нуля. Оказалось, что в определенных условиях излучение в резонансно поглощающей среде создает для себя «потенциальную яму», из которой затем не может выйти. Это происходит за счет обволакивания материей безмассовых фотонов, и в результате они могут остановиться.
Распространяясь в популяциях крупных жвачных животных, паразиты незаметно оказывают мощное влияние на целые экосистемы, позволяя растительности спокойно развиваться и процветать.
При помощи численного моделирования электромагнитных, механических и акустических процессов компания Tectonic Audio Labs создала современный динамик со сбалансированным излучателем (технология balanced mode radiator, или BMR). Динамик был использован в гарнитуре виртуальной реальности (VR) для корпорации Valve и теперь считается золотым стандартом для VR-аудио.
Ученые предупреждают: поскольку вес современных комбайнов и прочей сельхозтехники сегодня приближается к весу самых крупных животных, когда-либо бродивших по Земле, возникает парадокс уплотнения грунта.
Группа ученых из России и Германии математически описала ситуацию, когда происходит самоостановка света — явление, при котором скорость световых импульсов падает в миллионы раз, вплоть до нуля. Оказалось, что в определенных условиях излучение в резонансно поглощающей среде создает для себя «потенциальную яму», из которой затем не может выйти. Это происходит за счет обволакивания материей безмассовых фотонов, и в результате они могут остановиться.
Распространяясь в популяциях крупных жвачных животных, паразиты незаметно оказывают мощное влияние на целые экосистемы, позволяя растительности спокойно развиваться и процветать.
Крупнейшие патентные ведомства мира десятилетиями или веками принципиально игнорируют любые конструкции, нарушающие начала термодинамики. С точки зрения здравого смысла это хорошо, но конспирологи и гении-самоучки считают иначе. По их мнению, такая политика стала результатом заговора (подставьте сюда любое вымышленное или не очень секретное общество либо лобби). Что ж, похоже, Роспатент встал на их сторону.
С помощью GPS-трекинга ученые проследили за перемещениями целой популяции домашних кошек в небольшом норвежском городке. Оказалось, питомцы редко уходят от дома далее 50 метров и почти не совершают длительных прогулок.
Авторы нового исследования составили таблицу ожидаемой продолжительностью жизни для собак 18 чистокровных пород и метисов. Кроме того, они узнали, кто живет дольше — суки или кобели, кастрированные или нет.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии