Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Нереализованные проекты истребителей пятого поколения
Сегодня мы поговорим про нереализованные проекты истребителей пятого поколения и о том, почему именно эти самолеты оказались на свалке истории.
YF-23 «Black Widow II»
Этот необычный самолет мог стать первым в мире истребителем пятого поколения, но, увы, история распорядилась иначе и Northrop/McDonnell Douglas YF-23 так навсегда и остался лишь прототипом. Вместе с YF-22 – еще одним прототипом истребителя пятого поколения, который впоследствии трансформировался в F-22, – он рассматривался в качестве замены F-15. Истребитель YF-23 имел интегральную аэродинамическую схему, ромбовидное среднерасположенное крыло со срезанными законцовками, а также V-образное оперение. Самолет лаконично сочетал в себе высокие летно-технические характеристики и требования малозаметности: последнее является неизменным условием для пятого поколения.
Истребитель получил два турбореактивных двухконтурных двигателя с форсажной камерой Pratt & Whitney YF119, имевших статическую форсированную тягу 13900 кгс. Его максимальная скорость достигала 2300 км/ч, а максимальная бесфорсажная скорость равнялась 1700 км/ч. Как и у любого истребителя пятого поколения, вооружение YF-23 размещалось во внутренних отсеках: самолет мог нести ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9 Sidewinder, а также ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM. Кроме этого, самолет оборудовали одной 20-мм пушкой M61 Vulcan, хотя пушечное вооружение рассматривалась в качестве второстепенного, так как самолет был оптимизирован для дальнего воздушного боя. Для этого его снабдили «продвинутой» радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-77 (такая же, кстати, установлена на F-22 Raptor).
Всего YF-23 выполнил 50 полетов, и было построено два таких самолета. Главной причиной закрытия проекта стала консервативность американских военных, избравших более «традиционный» YF-22. К тому же прототип F-22 был лучше сбалансирован: он, в частности, имел лучшую маневренность.
Су-47 «Беркут»
Пожалуй, не существует более эффектного истребителя, чем знаменитый «Беркут», разработанный ОКБ Сухого. Эта удивительная машина взмыла в небо в 1997 году. Данный проект начал развиваться еще в 80-е: иногда самолет позиционировался как замена таким машинам, как Су-27К. Вообще, разные специалисты по-разному рассматривают «Беркут». Чаще всего самолет называют экспериментальным, что, впрочем, не означает, что на его базе не планировали создать полноценный истребитель нового поколения.
Главная особенность Су-47 заключалась в КОС (крыло обратной стреловидности), придававшем этой машине одновременно пугающий и футуристичный вид. «Беркут» стал одним из немногих самолетов в истории, имевших КОС. Несмотря на это необычное техническое решение, машина была проста и легка в управлении. «Этот самолет очень габаритный и легкий в управлении, что достаточно неожиданно при наличии мощных двигателей и тяжелых контейнеров для бомбового и ракетного вооружения», – говорит летчик-испытатель Сергей Богдан.
«Беркут» мог развивать на высоте весьма солидную скорость – 2500 км/ч, однако в связи с разрушающими нагрузками на крыло и центроплан она ограничивалась скромной отметкой в 900 км/ч. Главным козырем в предполагаемом воздушном бою могла стать маневренность «Беркута»: благодаря выбранной схеме он мог совершать маневры, которые были не под силу другим истребителям. Конечно, в дальнем воздушном бою самолет тоже должен был уметь за себя постоять: его хотели вооружить новыми ракетами РВВ-АЕ, имеющими активную радиолокационную головку самонаведения и способными наводиться на цель самостоятельно на конечном участке полета.
Как уже отмечалось, машин с КОС относительно мало, и ни один из боевых самолетов с крылом обратной стреловидности не достиг конвейера. Дело в том, что такое крыло подвержено разрушению, и привычные схемы считаются более надежными. Но нельзя сказать, что Су-47 оказался ненужным самолетом: сейчас он вовсю используется для отработки технологий, нужных для ПАК ФА – будущего российского истребителя пятого поколения.
Су-47 «Беркут» / ©Сухой
МиГ 1.44
Разработкой истребителя нового поколения занимались не только в ОКБ Сухого, работы кипели и в недрах МиГ. Более того, в отличие от Су-47, который называли экспериментальным, МиГ 1.44 позиционировался именно в качестве «прототипа истребителя пятого поколения». Он совершил первый полет в 2000 году, и к нему было приковано все внимание авиационного мира. Это неудивительно, ведь речь шла ни много ни мало о возможном конкуренте заокеанскому F-22, который, как мы знаем, стал первым в истории истребителем пятого поколения.
Максимальная скорость МиГ 1.44 должна была составить 2400 км/час. Он имел двенадцать внутренних и восемь внешних точек подвески. Одной из особенностей новой машины должна была стать ее ярко выраженная (даже по меркам современных истребителей) многофункциональность. Предполагалось, например, что кроме ракет класса «воздух-воздух» самолет должен был использовать крылатые ракеты Х-55, противокорабельные Х-61 и другое вооружение класса «воздух-поверхность». Вообще, к новому МиГу предъявлялись очень высокие требования: он должен был обладать сверхманевренностью, способностью к сверхзвуковому полету на бесфорсажном режиме, а также малой радиолокационной и тепловой заметностью. Больше всего экспертов смутил последний аспект, так как, в отличие от уже упомянутого F-22, на самолете не был в полной мере реализован комплекс мер по снижению радиолокационной заметности.
Но проблема была не только в этом. Проект появился в ненужное время в ненужном месте: в начале 2000-х, когда российская оборонка дышала на ладан и реализовать проект истребителя пятого поколения было в принципе очень тяжело.
Х-32
В начале 2000-х годов компании Boeing и Lockheed Martin схлестнулись в смертельном поединке за контракт века. Речь шла ни много ни мало о самом массовом истребителе пятого поколения, который должен был стать более дешевой альтернативой самолету F-22. Lockheed Martin предложил X-35, который впоследствии трансформировался в F-35. А Boeing явил миру очень необычный и даже по-своему смешной аппарат X-32. Как мы знаем, Lockheed Martin вышел из этого поединка победителем, а боинговский проект так навсегда и остался в качестве прототипа.
Характерной особенностью X-32 было то, что он разрабатывался сразу в нескольких вариантах: чтобы удовлетворить требования Военно-воздушных сил США, американского флота и Корпуса морской пехоты. Кроме того, данная машина должна была пополнить Королевский флот Великобритании. Чтобы иметь возможность садиться на универсальные десантные корабли, самолет получил возможность короткого взлета и вертикальной посадки. Эта же особенность отличала и его конкурента – X-35.
Самолет имел максимальную скорость, ограниченную отметкой в 1931 км/ч, а его максимальная дальность полета составляла 2200 км/ч. Истребитель X-32 имел встроенную пушку M61 Vulcan, а также четыре внутренние и две внешние точки подвески.
Одной из возможных причин того, почему военные отдали предпочтение проекту Lockheed Martin, стал огромный опыт, накопленный этой компанией при разработке истребителей пятого поколения. Ведь, как мы знаем, F-22 был разработан именно локхидовскими инженерами.
Подобрать тип физической активности, который лучше всего подходит человеку, можно исходя из особенностей его характера. Психологи из Великобритании определили, что люди с разными чертами личности получают больше удовольствия от разных видов спорта.
Международная команда ученых оценила связь между длительностью физической активности, ее интенсивностью, риском смерти от всех причин и вероятностью развития сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
В России от деменции страдает 1,5-1,8 миллиона человек. Распространенные формы — болезнь Альцгеймера, сосудистая, алкогольная деменции и так далее. Однако существует и малоизученная разновидность — деменция Пика. Она опасна тем, что поражает пациентов в относительно раннем возрасте, до 60 лет. Но из-за сложной диагностики и схожести симптомов с другими видами деменции часто остается не выявленной. Точных данных по России нет, так как заболевание редко фиксируется. Ученые Пермского Политеха и ПГМУ имени Вагнера провели морфологическое исследование мозга пациентки с симптомами деменции и подтвердили болезнь Пика. Это первое подобное исследование за 25 лет, которое поможет в диагностике и изучении заболевания.
Принято считать, что люди с развитыми когнитивными способностями отличаются высокими моральными принципами. Ученые из Великобритании решили проверить этот тезис научными методами и пришли к противоположному выводу.
Подобрать тип физической активности, который лучше всего подходит человеку, можно исходя из особенностей его характера. Психологи из Великобритании определили, что люди с разными чертами личности получают больше удовольствия от разных видов спорта.
В июне 2025 года ВК покинули 1,2 миллиона авторов контента. Это резкое ускорение их бегства в сравнении с предшествующими месяцами. Одновременно число авторов на других платформах растет, в результате по этому показателю соцсеть обогнал не только Telegram, но и запрещенный Instagram*. Причиной происходящего многие наблюдатели посчитали совокупность решений менеджмента компании за последние годы.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии