• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
11.07.2016
Олег Минаев
1
3 449

Нереализованные проекты истребителей пятого поколения

3.6

Сегодня мы поговорим про нереализованные проекты истребителей пятого поколения и о том, почему именно эти самолеты оказались на свалке истории.

Истребитель Миг 1
©Wikipedia

YF-23 «Black Widow II»

Этот необычный самолет мог стать первым в мире истребителем пятого поколения, но, увы, история распорядилась иначе и Northrop/McDonnell Douglas YF-23 так навсегда и остался лишь прототипом. Вместе с YF-22 – еще одним прототипом истребителя пятого поколения, который впоследствии трансформировался в F-22, – он рассматривался в качестве замены F-15. Истребитель YF-23 имел интегральную аэродинамическую схему, ромбовидное среднерасположенное крыло со срезанными законцовками, а также V-образное оперение. Самолет лаконично сочетал в себе высокие летно-технические характеристики и требования малозаметности: последнее является неизменным условием для пятого поколения.

Истребитель получил два турбореактивных двухконтурных двигателя с форсажной камерой Pratt & Whitney YF119, имевших статическую форсированную тягу 13900 кгс. Его максимальная скорость достигала 2300 км/ч, а максимальная бесфорсажная скорость равнялась 1700 км/ч. Как и у любого истребителя пятого поколения, вооружение YF-23 размещалось во внутренних отсеках: самолет мог нести ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9 Sidewinder, а также ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM. Кроме этого, самолет оборудовали одной 20-мм пушкой M61 Vulcan, хотя пушечное вооружение рассматривалась в качестве второстепенного, так как самолет был оптимизирован для дальнего воздушного боя. Для этого его снабдили «продвинутой» радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-77 (такая же, кстати, установлена на F-22 Raptor).

Всего YF-23 выполнил 50 полетов, и было построено два таких самолета. Главной причиной закрытия проекта стала консервативность американских военных, избравших более «традиционный» YF-22. К тому же прототип F-22 был лучше сбалансирован: он, в частности, имел лучшую маневренность.

YF-23 «Black Widow II» / ©Defense

Су-47 «Беркут»

Пожалуй, не существует более эффектного истребителя, чем знаменитый «Беркут», разработанный ОКБ Сухого. Эта удивительная машина взмыла в небо в 1997 году. Данный проект начал развиваться еще в 80-е: иногда самолет позиционировался как замена таким машинам, как Су-27К. Вообще, разные специалисты по-разному рассматривают «Беркут». Чаще всего самолет называют экспериментальным, что, впрочем, не означает, что на его базе не планировали создать полноценный истребитель нового поколения.

Главная особенность Су-47 заключалась в КОС (крыло обратной стреловидности), придававшем этой машине одновременно пугающий и футуристичный вид. «Беркут» стал одним из немногих самолетов в истории, имевших КОС. Несмотря на это необычное техническое решение, машина была проста и легка в управлении. «Этот самолет очень габаритный и легкий в управлении, что достаточно неожиданно при наличии мощных двигателей и тяжелых контейнеров для бомбового и ракетного вооружения», – говорит летчик-испытатель Сергей Богдан.

«Беркут» мог развивать на высоте весьма солидную скорость – 2500 км/ч, однако в связи с разрушающими нагрузками на крыло и центроплан она ограничивалась скромной отметкой в 900 км/ч. Главным козырем в предполагаемом воздушном бою могла стать маневренность «Беркута»: благодаря выбранной схеме он мог совершать маневры, которые были не под силу другим истребителям. Конечно, в дальнем воздушном бою самолет тоже должен был уметь за себя постоять: его хотели вооружить новыми ракетами РВВ-АЕ, имеющими активную радиолокационную головку самонаведения и способными наводиться на цель самостоятельно на конечном участке полета.

Как уже отмечалось, машин с КОС относительно мало, и ни один из боевых самолетов с крылом обратной стреловидности не достиг конвейера. Дело в том, что такое крыло подвержено разрушению, и привычные схемы считаются более надежными. Но нельзя сказать, что Су-47 оказался ненужным самолетом: сейчас он вовсю используется для отработки технологий, нужных для ПАК ФА – будущего российского истребителя пятого поколения.

Су-47 «Беркут» / ©Сухой

МиГ 1.44

Разработкой истребителя нового поколения занимались не только в ОКБ Сухого, работы кипели и в недрах МиГ. Более того, в отличие от Су-47, который называли экспериментальным, МиГ 1.44 позиционировался именно в качестве «прототипа истребителя пятого поколения». Он совершил первый полет в 2000 году, и к нему было приковано все внимание авиационного мира. Это неудивительно, ведь речь шла ни много ни мало о возможном конкуренте заокеанскому F-22, который, как мы знаем, стал первым в истории истребителем пятого поколения.

Максимальная скорость МиГ 1.44 должна была составить 2400 км/час. Он имел двенадцать внутренних и восемь внешних точек подвески. Одной из особенностей новой машины должна была стать ее ярко выраженная (даже по меркам современных истребителей) многофункциональность. Предполагалось, например, что кроме ракет класса «воздух-воздух» самолет должен был использовать крылатые ракеты Х-55, противокорабельные Х-61 и другое вооружение класса «воздух-поверхность». Вообще, к новому МиГу предъявлялись очень высокие требования: он должен был обладать сверхманевренностью, способностью к сверхзвуковому полету на бесфорсажном режиме, а также малой радиолокационной и тепловой заметностью. Больше всего экспертов смутил последний аспект, так как, в отличие от уже упомянутого F-22, на самолете не был в полной мере реализован комплекс мер по снижению радиолокационной заметности.

Но проблема была не только в этом. Проект появился в ненужное время в ненужном месте: в начале 2000-х, когда российская оборонка дышала на ладан и реализовать проект истребителя пятого поколения было в принципе очень тяжело.

МиГ 1.44 / ©Wikipedia

Х-32

В начале 2000-х годов компании Boeing и Lockheed Martin схлестнулись в смертельном поединке за контракт века. Речь шла ни много ни мало о самом массовом истребителе пятого поколения, который должен был стать более дешевой альтернативой самолету F-22. Lockheed Martin предложил X-35, который впоследствии трансформировался в F-35. А Boeing явил миру очень необычный и даже по-своему смешной аппарат X-32. Как мы знаем, Lockheed Martin вышел из этого поединка победителем, а боинговский проект так навсегда и остался в качестве прототипа.

Характерной особенностью X-32 было то, что он разрабатывался сразу в нескольких вариантах: чтобы удовлетворить требования Военно-воздушных сил США, американского флота и Корпуса морской пехоты. Кроме того, данная машина должна была пополнить Королевский флот Великобритании. Чтобы иметь возможность садиться на универсальные десантные корабли, самолет получил возможность короткого взлета и вертикальной посадки. Эта же особенность отличала и его конкурента – X-35.

Самолет имел максимальную скорость, ограниченную отметкой в 1931 км/ч, а его максимальная дальность полета составляла 2200 км/ч. Истребитель X-32 имел встроенную пушку M61 Vulcan, а также четыре внутренние и две внешние точки подвески.

Одной из возможных причин того, почему военные отдали предпочтение проекту Lockheed Martin, стал огромный опыт, накопленный этой компанией при разработке истребителей пятого поколения. Ведь, как мы знаем, F-22 был разработан именно локхидовскими инженерами. 

Х-32 / ©Wikipedia

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Позавчера, 10:39
Сергей Васильев

Моделирование указало, как менялся путь формирования и распада суперконтинентов на протяжении истории Земли. Это позволило ученым предсказать, как и где образуется следующий из них, снова объединив практически всю сушу планеты.

Вчера, 11:40
Редакция

Итальянский ботаник Стефано Манкузо — о преимуществах естественных отношений и о том, что бывает, когда люди нарушают хрупкое равновесие между биологическими видами. Naked Science печатает отрывок из книги Манкузо La nazione delle piante («Нация растений»).

7 часов назад
Сергей Васильев

Уран вращается практически на боку, и новая модель объясняет это влиянием крупного спутника, который в конце концов разрушился и упал на планету. Если идея верна, то сегодня через аналогичный процесс проходят Юпитер и Сатурн.

Позавчера, 10:39
Сергей Васильев

Моделирование указало, как менялся путь формирования и распада суперконтинентов на протяжении истории Земли. Это позволило ученым предсказать, как и где образуется следующий из них, снова объединив практически всю сушу планеты.

30 сентября
Василий Парфенов

В конце сентября, по не установленным пока причинам, возникли утечки на газопроводах «Северный поток». Многие издания и пользователи интернета уже подробно проанализировали (и продолжают обсуждать), каковы политические и экономические последствия этого инцидента. В свою очередь, Naked Science постарается оценить, чем обернется происшествие с точки зрения безопасности судоходства и экологии, а также есть ли шанс на восстановление подводных трубопроводов.

Вчера, 11:40
Редакция

Итальянский ботаник Стефано Манкузо — о преимуществах естественных отношений и о том, что бывает, когда люди нарушают хрупкое равновесие между биологическими видами. Naked Science печатает отрывок из книги Манкузо La nazione delle piante («Нация растений»).

16 сентября
Алиса Гаджиева

Геродот в своей «Истории» утверждал, что блоки для пирамиды Хеопса и соседних пирамид доставляли по воде. Но сегодня от Нила до пирамид слишком далеко. Исследование кернов, взятых в пойме реки, позволило понять, как именно решался сложнейший вопрос транспортировки такого строительного материала.

15 сентября
Никита Логинов

Светодиоды потребляют намного меньше энергии, чем традиционные газоразрядные лампы, что должно сократить парниковые выбросы. Но при этом светодиодное освещение угрожает здоровью жителей и разрушает местные экосистемы в городах и селах.

6 сентября
Александр Березин

Нашей планете 4,5 миллиарда лет, и 539 миллионов лет на ней тянется эра «явной жизни» (фанерозой) — то есть такой, когда на планете есть крупные, высокоорганизованные животные. Сам собой возникает вопрос: быть может, среди них был разум?

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий

DELETED
11.07.2016
0
По моему Су-47 относится к поколению 4++
Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: