Нереализованные проекты истребителей пятого поколения — Naked Science
11.07.2016
13 минут
Редакция
1
953

Нереализованные проекты истребителей пятого поколения

Сегодня мы поговорим про нереализованные проекты истребителей пятого поколения и о том, почему именно эти самолеты оказались на свалке истории.

mig_1
YF-23 «Black Widow II»

Этот необычный самолет мог стать первым в мире истребителем пятого поколения, но, увы, история распорядилась иначе и Northrop/McDonnell Douglas YF-23 так навсегда и остался лишь прототипом. Вместе с YF-22 – еще одним прототипом истребителя пятого поколения, который впоследствии трансформировался в F-22, – он рассматривался в качестве замены F-15. Истребитель YF-23 имел интегральную аэродинамическую схему, ромбовидное среднерасположенное крыло со срезанными законцовками, а также V-образное оперение. Самолет лаконично сочетал в себе высокие летно-технические характеристики и требования малозаметности: последнее является неизменным условием для пятого поколения.

 

Истребитель получил два турбореактивных двухконтурных двигателя с форсажной камерой Pratt & Whitney YF119, имевших статическую форсированную тягу 13900 кгс. Его максимальная скорость достигала 2300 км/ч, а максимальная бесфорсажная скорость равнялась 1700 км/ч. Как и у любого истребителя пятого поколения, вооружение YF-23 размещалось во внутренних отсеках: самолет мог нести ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9 Sidewinder, а также ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности AIM-120 AMRAAM. Кроме этого, самолет оборудовали одной 20-мм пушкой M61 Vulcan, хотя пушечное вооружение рассматривалась в качестве второстепенного, так как самолет был оптимизирован для дальнего воздушного боя. Для этого его снабдили «продвинутой» радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-77 (такая же, кстати, установлена на F-22 Raptor).

 

Всего YF-23 выполнил 50 полетов, и было построено два таких самолета. Главной причиной закрытия проекта стала консервативность американских военных, избравших более «традиционный» YF-22. К тому же прототип F-22 был лучше сбалансирован: он, в частности, имел лучшую маневренность.

 

YF-23 «Black Widow II» / ©Defense

 

Су-47 «Беркут»

Пожалуй, не существует более эффектного истребителя, чем знаменитый «Беркут», разработанный ОКБ Сухого. Эта удивительная машина взмыла в небо в 1997 году. Данный проект начал развиваться еще в 80-е: иногда самолет позиционировался как замена таким машинам, как Су-27К. Вообще, разные специалисты по-разному рассматривают «Беркут». Чаще всего самолет называют экспериментальным, что, впрочем, не означает, что на его базе не планировали создать полноценный истребитель нового поколения.

 

Главная особенность Су-47 заключалась в КОС (крыло обратной стреловидности), придававшем этой машине одновременно пугающий и футуристичный вид. «Беркут» стал одним из немногих самолетов в истории, имевших КОС. Несмотря на это необычное техническое решение, машина была проста и легка в управлении. «Этот самолет очень габаритный и легкий в управлении, что достаточно неожиданно при наличии мощных двигателей и тяжелых контейнеров для бомбового и ракетного вооружения», – говорит летчик-испытатель Сергей Богдан.

 

«Беркут» мог развивать на высоте весьма солидную скорость – 2500 км/ч, однако в связи с разрушающими нагрузками на крыло и центроплан она ограничивалась скромной отметкой в 900 км/ч. Главным козырем в предполагаемом воздушном бою могла стать маневренность «Беркута»: благодаря выбранной схеме он мог совершать маневры, которые были не под силу другим истребителям. Конечно, в дальнем воздушном бою самолет тоже должен был уметь за себя постоять: его хотели вооружить новыми ракетами РВВ-АЕ, имеющими активную радиолокационную головку самонаведения и способными наводиться на цель самостоятельно на конечном участке полета.

 

Как уже отмечалось, машин с КОС относительно мало, и ни один из боевых самолетов с крылом обратной стреловидности не достиг конвейера. Дело в том, что такое крыло подвержено разрушению, и привычные схемы считаются более надежными. Но нельзя сказать, что Су-47 оказался ненужным самолетом: сейчас он вовсю используется для отработки технологий, нужных для ПАК ФА – будущего российского истребителя пятого поколения.

 

Су-47 «Беркут» / ©Сухой

 

МиГ 1.44

Разработкой истребителя нового поколения занимались не только в ОКБ Сухого, работы кипели и в недрах МиГ. Более того, в отличие от Су-47, который называли экспериментальным, МиГ 1.44 позиционировался именно в качестве «прототипа истребителя пятого поколения». Он совершил первый полет в 2000 году, и к нему было приковано все внимание авиационного мира. Это неудивительно, ведь речь шла ни много ни мало о возможном конкуренте заокеанскому F-22, который, как мы знаем, стал первым в истории истребителем пятого поколения.

 

Максимальная скорость МиГ 1.44 должна была составить 2400 км/час. Он имел двенадцать внутренних и восемь внешних точек подвески. Одной из особенностей новой машины должна была стать ее ярко выраженная (даже по меркам современных истребителей) многофункциональность. Предполагалось, например, что кроме ракет класса «воздух-воздух» самолет должен был использовать крылатые ракеты Х-55, противокорабельные Х-61 и другое вооружение класса «воздух-поверхность». Вообще, к новому МиГу предъявлялись очень высокие требования: он должен был обладать сверхманевренностью, способностью к сверхзвуковому полету на бесфорсажном режиме, а также малой радиолокационной и тепловой заметностью. Больше всего экспертов смутил последний аспект, так как, в отличие от уже упомянутого F-22, на самолете не был в полной мере реализован комплекс мер по снижению радиолокационной заметности.

 

Но проблема была не только в этом. Проект появился в ненужное время в ненужном месте: в начале 2000-х, когда российская оборонка дышала на ладан и реализовать проект истребителя пятого поколения было в принципе очень тяжело.

 

МиГ 1.44 / ©Wikipedia

 

Х-32

В начале 2000-х годов компании Boeing и Lockheed Martin схлестнулись в смертельном поединке за контракт века. Речь шла ни много ни мало о самом массовом истребителе пятого поколения, который должен был стать более дешевой альтернативой самолету F-22. Lockheed Martin предложил X-35, который впоследствии трансформировался в F-35. А Boeing явил миру очень необычный и даже по-своему смешной аппарат X-32. Как мы знаем, Lockheed Martin вышел из этого поединка победителем, а боинговский проект так навсегда и остался в качестве прототипа.

 

Характерной особенностью X-32 было то, что он разрабатывался сразу в нескольких вариантах: чтобы удовлетворить требования Военно-воздушных сил США, американского флота и Корпуса морской пехоты. Кроме того, данная машина должна была пополнить Королевский флот Великобритании. Чтобы иметь возможность садиться на универсальные десантные корабли, самолет получил возможность короткого взлета и вертикальной посадки. Эта же особенность отличала и его конкурента – X-35.

 

Самолет имел максимальную скорость, ограниченную отметкой в 1931 км/ч, а его максимальная дальность полета составляла 2200 км/ч. Истребитель X-32 имел встроенную пушку M61 Vulcan, а также четыре внутренние и две внешние точки подвески.

 

Одной из возможных причин того, почему военные отдали предпочтение проекту Lockheed Martin, стал огромный опыт, накопленный этой компанией при разработке истребителей пятого поколения. Ведь, как мы знаем, F-22 был разработан именно локхидовскими инженерами. 

 

Х-32 / ©Wikipedia

Позавчера, 16:05
5 минут
Илья Ведмеденко

Исследователей в очередной раз удивили привычки кошек: как оказалось, они не прочь питаться одним человеческим трупом на протяжении месяца, несмотря на наличие других тел.

Вчера, 12:24
7 минут
ТГУ

Старший научный сотрудник лаборатории «Гербарий» БИ ТГУ Вера Костикова совместно с новосибирскими коллегами выявила ценные лекарственные свойства у спиреи – кустарника, используемого в озеленении городов и дачных участков. Фитохимическое исследование показало, что растение обладает противовирусной и антиоксидантной активностью, что делает его перспективным для использования в медицине.

Позавчера, 12:35
7 минут
ФизТех

Российские ученые из МФТИ, ФТИАН и ИТМО создали нейросеть, которая научилась предсказывать поведение квантовой системы, «взглянув» на ее схему. Такая нейросеть самостоятельно находит те решения, которые хорошо подходят для демонстрации квантовых преимуществ. Это поможет исследователям разрабатывать эффективные квантовые компьютеры.

Позавчера, 16:05
5 минут
Илья Ведмеденко

Исследователей в очередной раз удивили привычки кошек: как оказалось, они не прочь питаться одним человеческим трупом на протяжении месяца, несмотря на наличие других тел.

Вчера, 12:24
7 минут
ТГУ

Старший научный сотрудник лаборатории «Гербарий» БИ ТГУ Вера Костикова совместно с новосибирскими коллегами выявила ценные лекарственные свойства у спиреи – кустарника, используемого в озеленении городов и дачных участков. Фитохимическое исследование показало, что растение обладает противовирусной и антиоксидантной активностью, что делает его перспективным для использования в медицине.

13 января
7 минут
Сергей Васильев

Прямые улицы неолитических деревень Центральной Европы неизменно слегка поворачивают налево: ученые связывают это с особенностями работы человеческого зрения, о которых не подозревали строители каменного века.

Позавчера, 16:05
5 минут
Илья Ведмеденко

Исследователей в очередной раз удивили привычки кошек: как оказалось, они не прочь питаться одним человеческим трупом на протяжении месяца, несмотря на наличие других тел.

20.12.2019
24 минуты
Ольга Иванова

На самом деле, на логотипе этих гаджетов вовсе не яблоко, а контаминация знаков птицы и огня. Потому что символ компании VinSmart, входящей в корпорацию VinGroup, — энергия, устремленная ввысь. Это настоящее вьетнамское чудо, выросшее на продаже лапши быстрого приготовления, а теперь имеющее сеть супермаркетов, отелей, школ, производящее автомобили, кондиционеры, телевизоры, электроскутеры, умные дома и смартфоны для местного населения. Впрочем, не только для местного — гаджеты от VinGroup уже вышли на российский рынок. Naked Science побывал на заводе во Вьетнаме и узнал все о том, как их делают.

7 января
44 минуты
Александр Березин

Вашингтон и Тегеран близки к войне как никогда за последние годы. Но, скорее всего, США не пойдут дальше ограниченных ударов. Слишком уж неприятные последствия имели предшествующие силовые операции Штатов в Иране. Попробуем разобраться, что именно их остановит на этот раз.

[miniorange_social_login]

Комментарии

1 Комментарий

11.07.2016
0
По моему Су-47 относится к поколению 4++
Подтвердить?
Лучшие материалы
Предстоящие мероприятия
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: