Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Конфликт на Украине лишил французский танк почти половины снарядов
После модернизации Leclerc серьезно изменился, но не вполне ясно, не к худшему ли.
Западная и российская школы танкостроения десятилетиями развивались почти в изоляции друг от друга. Западные танки не воевали с обученными частями, оснащенными современными им танками советского/российского производства, поэтому нельзя было четко понять, чья именно танковая школа лучше справляется с требованиями поля боя.
Но 2023 год заметно изменил эту ситуацию: немецкие основные танки Leopard попали на Украину, где тут же понесли большие потери, даже несмотря на их дооснащение динамической защитой советской разработки. Западные армии последнюю в норме не практикуют, а ВСУ, естественно, да, поскольку воюет с серьезным противником.
Среди характерных особенностей восточного фронта, резко снижающих время жизни западных танков, — активное применение противотанковых мин как противогусеничных, так и противобортовых типов. Кроме того, здесь много беспилотников типа «Ланцет» с кумулятивной боевой частью, пробивающей 215 миллиметров брони. Поскольку «Ланцеты» атакуют сверху, где броня западных танков редко превышает 50 миллиметров, на сегодня уязвимость таких машин на фронте очень высока.
Согласно публикации в Le Monde, французский ВПК попробовал модернизировать свой основной танк Leclerc с учетом опыта конфликта на Украине, выдав этим летом первые образцы Leclerc XLR. Они действительно серьезно отличаются от базового Leclerc, но направление изменений выглядит довольно неожиданным.
Во-первых, танк потерял 45 процентов всех боеприпасов. Исходный Leclerc имел 40 снарядов: 18 находились внутри танка, 22 — в изолированном от основного объема отсеке в нише башни. Бои на Украине, как и многие другие конфликты XXI века, показали, что пробитие брони может вести к возгоранию внутренней боеукладки с последующей гибелью экипажа.
Вместо поиска средств снижения уязвимости боеукладки французские инженеры решили просто убрать почти половину боеприпасов танка, оставив его с 22 снарядами (у Т-90 их 43). Каким образом планируют обеспечивать его снабжение снарядом в длительном бою в глубине обороны — публике не сообщили.
Вторая несколько неожиданная новация — рост массы танка с 57 до 63 тонн. Причина — в увеличении толщины брони. Однако, судя по всему, даже несмотря на такой рост массы более чем на 10 процентов, никаких средств активной защиты у Leclerc все равно не появилось. Следовательно, он по-прежнему остается уязвимым для кумулятивных средств поражения — ПТУР, РПГ, «Ланцетов» и так далее.
Вместе с тем гусеницы нового танка точно такие же. То есть проходимость его должна серьезно упасть. Но как раз опыт боев на Украине показал, что западная техника, в сравнении с доставшейся Украине от СССР, вообще страдает проблемами с проходимостью вне дорог.
Проведенная модификация не выглядит особенно эффективной. Leclerc традиционно был одним из лучших западных танков. Например, у него есть динамическая броня, в том числе на бортах (у остальных танков НАТО ее, как правило, нет). Его пушка чуть длинее, чем у M1 Abrams, поэтому лучше пробивает броню противника.
Среди боеприпасов есть противопехотные с программируемым подрывом (у американских танков эффективных противопехотных снарядов не для предельно ближнего боя нет). Наконец, у него есть автомат заряжания — уникальная черта для западных танков, позволяющая иметь экипаж на одного человека меньше. Это позволяет танку иметь меньший забронированный объем. В том числе поэтому Leclerc был легче и проходимее, чем M1 Abrams, а также ниже, что снижает вероятность поражения на поле боя.
Меньшая масса означала и большую автономность на одной заправке — 540 километров (почти как у Т-90) против 420 у M1 Abrams.
Но вот Leclerc XLR назвать передовым танком уже сложнее. Его боезапаса не хватит даже на две минуты работы автомата заряжания в бою. Чем стрелять после этого — неясно.
Танк может выйти из боя без особых проблем тогда, когда налицо устоявшаяся линия фронта и кто-то может, например, подстраховать его от преследующих танков противника. Но специфика применения танков в глубоких операциях состоит в том, что там нет сплошной линии фронта, мало «подстраховки» и выйти из боя через пару минут по своему желанию может и не получиться. Ясно, что из-за роста массы он больше не может быть и сильно экономичнее M1 Abrams, а это тоже снижает его устойчивость при наступлении в глубине обороны противника.
Наконец, совершенно не понятно, почему на танке нет активных систем защиты типа «Шторы» Т-90 или средств эффективной защиты от дронов-камикадзе вроде «Ланцета». Теоретически (практически, впрочем, и это очень сложно), последний можно было бы поражать пулеметом винтовочного калибра в удаленно управляемой установке, как на «Армате», или крупнокалиберным, как у Т-90. Однако на практике углы возвышения пулемета калибра 7,62 миллиметра у нового французского танка недостаточно велики даже для городских боев (стрельбы в верхние этажи), не то что для защиты от пикирующих сверху дронов.
Всего планируют модернизировать до этого варианта 200 танков Leclerc к 2029-му со средним темпом в 30-35 машин в год. В этом году предполагается провести модернизацию менее чем 20 машин.
Для понимания темпов этой программы ее можно сравнить с выпуском новых танков в России: в январе-мае 2023 года он составил более 600 единиц, или свыше 120 танков в месяц.
Сегодня проблема рационального использования ресурсов в логистике становится ключевой, а значит, в транспортных системах приходится переосмысливать саму логику перевозок. Исследование белорусских инженеров из компании UST Inc. показывает, что недостаточно простого перехода на электротягу или возобновляемые источники энергии — важно уменьшить энергозатраты транспорта на единицу выполненной работы, то есть повысить удельную энергоэффективность. Подобный подход реализуется в транспортно-инфраструктурных комплексах uST.
В Передовой инженерной школе КНИТУ-КАИ (ПИШ КАИ) действуют временные научные коллективы (ВНК), работающие над реальными инженерными задачами. Одним из наиболее ярких результатов стала работа ВНК-4, созданного для развития технологий в области легких авиационных систем. Проект реализуется под руководством Никиты Сёмина, который также возглавляет специальное образовательное пространство (СОП) ПИШ КАИ «Авиамоделирование».
Новое исследование английских ученых показало, что первую в мире печатную карту Святой земли, созданную для Библии художником Лукасом Кранахом Старшим в 1525 году, опубликовали в зеркальном отражении. Средиземное море оказалось справа, а не слева — всю географию Палестины перевернули.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Долгое время ученые полагали, что сотни гигантских статуй на острове Пасхи создали представители местной общины под руководством одного вождя. Однако авторы нового исследования поставили эту гипотезу под сомнение. Детальная трехмерная карта главного каменного карьера острова указала на более сложную картину. Вероятно, монументы были плодом творчества и соперничества небольших независимых групп.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Человеческие языки разнообразны, но это разнообразие ограничивается повторяющимися закономерностями. Пытаясь описать правила, которым подчиняются различия в грамматике, лингвисты сформулировали ряд так называемых грамматических универсалий — утверждений, предположительно верных для всех или большинства языков мира. Международная команда ученых провела статистический анализ на материале 2430 языков и обнаружила, что соответствующими действительности можно считать около трети таких утверждений.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии