Зрячие показали задатки Сорвиголовы в тестах на эхолокацию — Naked Science

Зрячие показали задатки Сорвиголовы в тестах на эхолокацию

Люди с сохранным зрением способны адекватно оценивать характеристики пространства и объектов в нем только по звукам. Об этом свидетельствуют результаты экспериментов, проведенных учеными из Массачусетского технологического института (США).

daredevil

В исследовании ученые использовали три звука: хлопок в ладоши, удар по металлу и отскок теннисного мяча. С помощью аудиоредактора каждый звук обрабатывался в трех режимах реверберации, характерных для комнат размером 50, 130 и 600 кубических метров. Затем 14 зрячим участникам эксперимента предлагалось прослушивать в наушниках парные комбинации различных файлов и быстро называть источники звука и предполагаемые размеры помещений для каждого из них. Одновременно мозговая активность испытуемых фиксировалась посредством магнитоэнцефалографии (МЭГ).

Результаты показали, что в 55% случаев участники отличали акустику малого помещения и среднего, в 70% — среднего и большого, в 90% случаев — малого и большого. Точность определения источника звука варьировалась между 75 и 100%.

Согласно данным МЭГ, максимальную активность при прослушивании файлов демонстрировала височная доля головного мозга, ответственная в том числе за слуховое и зрительное восприятие. При этом пик активности участка приходился примерно на 130 миллисекунду при оценке источника звука и на 386 миллисекунду при оценке размеров пространства. По мнению ученых, это говорит о наличии в мозге нейронных подписей, которые характерны для разных способов декодирования звука.

В основе такого сличения по аналогии с дельфинами и летучими мышами у человека может лежать оценка параметров эхо, сообщил доктор Сантани Тэн. Благодаря естественным датчикам звука мозг в состоянии определять время задержки звуковой волны и делать вывод, в частности, о размерах помещения на основании интенсивности эхо.

В ближайшее время команда намерена повторить эксперимент на людях с нарушениями зрения. Ожидается, что за счет компенсационных механизмов восприятия они проявят большие скорость и точность «слепой» оценки происходящего.

Сорвиголова (Daredevil) — незрячий персонаж комиксов, супергерой Marvel Comics. Отличительной особенностью Сорвиголовы является радиолокация: способность «видеть» звуки.