Жуки-навозники специализировались еще на экскрементах динозавров — Naked Science
17.05.2016

Жуки-навозники специализировались еще на экскрементах динозавров

ДНК-анализ скарабеев показал, что появились они еще в меловом периоде и развивались, адаптируясь к питанию экскрементами динозавров.

sn_shot-dung_beetle

Обширное семейство пластинчатоусых (Scarabaeidae) сегодня включает в себя десятки тысяч видов жуков, питающихся падалью, грибами, распадающейся органикой, а чаще всего листьями, пыльцой и древесиной цветковых растений. Однако самую большую известность из них получили навозники, специализирующиеся на экскрементах млекопитающих. Исследование, проведенное группой австралийских и чешских биологов под руководством Стивена Кэмерона (Stephen Cameron) из Технологического института Квинсленда, показало, что эту непростую специализацию скарабеи освоили еще до воцарения млекопитающих.

Авторы секвенировали ДНК 125 жуков, собранных в Австралии, дополнив эти данные результатами предыдущих работ: в базе данных GenBank содержались сведения о геноме еще примерно 325 видов скарабеев. Это позволило построить достоверное филогенетическое древо семейства Scarabaeidae и сравнить эволюционные отношения разных видов с разным вариантами питания. Результаты работы опубликованы журналом PLOS One.

Как можно было ожидать, те виды, что специализируются на покрытосеменных растениях, выделились примерно в ту же эпоху, что и они, и далее распространялись параллельно. Куда интересней оказался тот факт, что жуки-копрофаги, сегодня активно «подчищающие» за млекопитающими, появились в то время, когда млекопитающие еще не доминировали. Эволюционный старт этой группы отнесен к периоду между 115 и 130 млн лет назад – к середине мелового периода, намного раньше, чем предполагалось до сих пор.

Действительно, в ту эпоху млекопитающие выглядели просто жалко: это были ночные, боязливые и некрупные – не больше крысы – животные, «стенавшие под пятой» царивших на планете динозавров. Их крошечные фекалии вряд ли могли предоставить жукам достаточно простора для адаптации и развития. Поэтому авторы предполагают, что первичной специализацией таких скарабеев были экскременты динозавров. По их предположению, с появлением покрытосеменных растений, как правило более доступных для питания, некоторые ящеры «переключились» на них, начав производить богатые полупереваренной клетчаткой экскременты и тем самым создав новую уникальную нишу для насекомых.

Специалисты из Кольского научного центра придумали способ предсказания свойств рудных минералов по химическому составу горных пород, что облегчает задачу определения их минерального состава.