Жуки-навозники специализировались еще на экскрементах динозавров — Naked Science

Жуки-навозники специализировались еще на экскрементах динозавров

ДНК-анализ скарабеев показал, что появились они еще в меловом периоде и развивались, адаптируясь к питанию экскрементами динозавров.

sn_shot-dung_beetle

Обширное семейство пластинчатоусых (Scarabaeidae) сегодня включает в себя десятки тысяч видов жуков, питающихся падалью, грибами, распадающейся органикой, а чаще всего листьями, пыльцой и древесиной цветковых растений. Однако самую большую известность из них получили навозники, специализирующиеся на экскрементах млекопитающих. Исследование, проведенное группой австралийских и чешских биологов под руководством Стивена Кэмерона (Stephen Cameron) из Технологического института Квинсленда, показало, что эту непростую специализацию скарабеи освоили еще до воцарения млекопитающих.

Авторы секвенировали ДНК 125 жуков, собранных в Австралии, дополнив эти данные результатами предыдущих работ: в базе данных GenBank содержались сведения о геноме еще примерно 325 видов скарабеев. Это позволило построить достоверное филогенетическое древо семейства Scarabaeidae и сравнить эволюционные отношения разных видов с разным вариантами питания. Результаты работы опубликованы журналом PLOS One.

Как можно было ожидать, те виды, что специализируются на покрытосеменных растениях, выделились примерно в ту же эпоху, что и они, и далее распространялись параллельно. Куда интересней оказался тот факт, что жуки-копрофаги, сегодня активно «подчищающие» за млекопитающими, появились в то время, когда млекопитающие еще не доминировали. Эволюционный старт этой группы отнесен к периоду между 115 и 130 млн лет назад – к середине мелового периода, намного раньше, чем предполагалось до сих пор.

Действительно, в ту эпоху млекопитающие выглядели просто жалко: это были ночные, боязливые и некрупные – не больше крысы – животные, «стенавшие под пятой» царивших на планете динозавров. Их крошечные фекалии вряд ли могли предоставить жукам достаточно простора для адаптации и развития. Поэтому авторы предполагают, что первичной специализацией таких скарабеев были экскременты динозавров. По их предположению, с появлением покрытосеменных растений, как правило более доступных для питания, некоторые ящеры «переключились» на них, начав производить богатые полупереваренной клетчаткой экскременты и тем самым создав новую уникальную нишу для насекомых.