Животные переходят к ночному образу жизни, чтобы избежать контакта с человеком — Naked Science

Животные переходят к ночному образу жизни, чтобы избежать контакта с человеком

Млекопитающие, обитающие в регионах с заметным присутствием людей, смещают свою активность к темному времени суток — даже если прежде вели полностью дневной образ жизни.

hryak0

Люди уверенно доминируют на Земле, поставив многие другие виды на грань вымирания. Одни животные подвергаются прямому уничтожению, другие утрачивают места обитания и пищу. Многие скрываются во все более труднодоступных местах, избегая контакта с человеком, но с каждым годом сделать это становится все труднее. В статье, опубликованной в журнале Science, американские ученые раскрыли другую стратегию, к которой прибегают многие млекопитающие: сдвиг к ночному образу жизни.

Кейтлин Гейнор (Kaitlyn Gaynor) и ее коллеги провели метаанализ 76 предыдущих работ, авторы которых рассматривали суточную активность 62 видов млекопитающих средних и больших размеров, живущих на всех континентах, — от американских опоссумов до африканских слонов. Ученые сопоставили эту активность в регионах с высоким присутствием человека (будь то охота, сельское хозяйство или развитый туризм) и низким, где условия еще сохранились почти нетронутыми.

Анализ показал, что в занятых человеком областях активность млекопитающих ночью в среднем в 1,36 раза выше. Иначе говоря, если, например, какие-то животные в естественных условиях делили свое время между ночью и днем пополам, 50/50, то с присутствием людей это отношение превращается в 32/68, причем наиболее заметен этот сдвиг для млекопитающих, которые ночью обычно спят. Так, у леопардов Центральной Африки, живущих в незаселенных людьми областях, на ночную активность приходится лишь 46 процентов времени, тогда как у обитающих по соседству с людьми — 93 процента. У диких кабанов в Польше эти цифры меняются от 48 процентов в глухих лесах и до 90 процентов ночной жизни — в населенной местности.

Ученые отмечают, что на смещение к ночному образу жизни влияют даже те виды человеческой деятельности, которые мы привыкли считать «экологичными» и безвредными, такие как туризм или наблюдение дикой природы. Пример тому —  Аляска, где бурые медведи, живущие в никем не посещаемых частях национальных парков, проявляют активность в ночные часы лишь 33 процента своего времени, а в облюбованных публикой частях — 76 процентов.

Авторы не оценивают возможные последствия этих перемен образа жизни, но в целом от них вряд ли стоит ждать чего-то хорошего. Дневные и ночные экосистемы заметно различаются по составу и характеру, и сдвиг во времени можно сравнить со сменой места обитания. Другие отношения хищников и жертв, другие условия жизни — вторгаясь в ночные экосистемы, новые и крупные млекопитающие меняют и их внутренний баланс взаимоотношений. Впрочем, все это нам еще предстоит увидеть и, если не остановить, хотя бы как следует исследовать.

В Перу обнаружили отлично сохранившиеся останки лам и морской свинки. Поскольку на телах животных не выявили каких-либо смертельных повреждений, ученые сделали вывод, что их хоронили заживо, перевязав конечности веревками.

Среди находок из знаменитого Олдувайского ущелья обнаружены зазубренный наконечник гарпуна и другие костяные инструменты, изготовленные еще 800 тысяч лет назад — скорее всего, представителями Homo erectus.