В США одобрены полевые испытания ГМ-моли — Naked Science
17.07.2017

В США одобрены полевые испытания ГМ-моли

В Америке попробуют использовать генетически модифицированных бабочек капустной моли для борьбы с этим вездесущим вредителем культурных растений.

moth0

Горчица, редька и хрен, капуста всех видов – кочанная, цветная, кольраби, брокколи – серпокрылая капустная моль является вредителем всех крестоцветных культурных растений. Plutella xylostella распространена повсеместно, устойчива к распространенным инсектицидам и наносит серьезный вред экономике. Сегодня это инвазивный вид, который из Европы расселился по всем континентам, добравшись даже до Новой Зеландии.

Производители и правительства многих стран озабочены борьбой с этими насекомыми, и несколько лет назад оксфордские биологи под руководством Люка Ольфи (Luke Alphey) предложили использовать для этого ГМ-молей. Идея состояла в том, чтобы вносить в естественные популяции вредителей полученных искусственно самцов, которые смогут конкурировать с «дикими» родственниками за спаривание, однако неспособны давать полноценное потомство, приводя к быстрому снижению численности популяции. Для этого ученые описали небольшую вставку в геном насекомого, участок ДНК, который передается от родителей потомству и делает самок нежизнеспособными.

Такие ГМ-моли, да и сам подход, были тщательно испытаны в Корнеллском университете командой Тони Шелтона (Tony Shelton). Теперь же Служба по контролю за здоровьем животных и растений (Animal and Plant Health Inspection Service, APHIS) при Министерстве сельского хозяйства США официально объявила о начале ограниченных полевых испытаний ГМ-насекомых в контролируемых условиях. Для этого будет использована 10-акровая площадка Сельскохозяйственной экспериментальной станции в штате Нью-Йорк. Ученым разрешено выпустить до 10 тыс. мотыльков единовременно, но не больше 30 тыс. в неделю.

Капуста, поврежденная гусеницами P. xylostella / ©Cornell University

Стоит сказать, что ГМ-насекомые были получены известным стартапом Oxitec, тем самым, который уже несколько лет борется за использование аналогичного подхода для борьбы с тучами комаров, разносчиков малярии, желтой лихорадки и многих других тропических заболеваний. Этой идее противостоит целый ряд экологических активистов и даже ученых, и пока в США до комаров дело не дошло, хотя в некоторых других странах осторожные испытания технологии уже прошли, а в Бразилии ГМ-комаров пытаются применять и на практике. Поэтому разрешение, выданное на испытания ГМ-моли, можно рассматривать как небольшой шаг Oxitec к полному торжеству своей технологии – генетического оружия для борьбы с вредителями.