07.02.2018
Редакция Naked Science

В Китае растет число заболевших гонореей, устойчивой к антибиотикам «последнего резерва»

Исследование показало, что наиболее распространенная схема лечения гонореи постепенно теряет эффективность из-за развития устойчивости бактерий к антибиотикам.

Китайские дерматовенерологи объявили: в стране все больше людей заболевает гонореей, возбудитель которой не поддается лечению традиционной комбинацией двух антибиотиков — цефтриаксона и азитромицина. За три года число тех, кто заразился именно устойчивой бактерией, значительно выросло. По словам экспертов, цефтриаксон относится к антибиотикам «последнего резерва»: его применяют, когда другие препараты не помогли, и сегодня заменить его в терапии гонореи практически нечем.

Гонорея — одно из самых распространенных заболеваний, передающихся половым путем. Ежегодно в мире им заражаются 78 миллионов человек в возрасте от 15 до 49 лет, в Китае каждый год выявляют около 115 000 новых случаев болезни. Кроме того, гонорея может передаваться от матери к ребенку в период беременности. Инфекция поражает слизистые оболочки, вызывая жжение и боль. Среди ее последствий — болезни почек и мочевого пузыря, воспаления лимфоузлов, бесплодие. У детей гонорея нередко поражает глаза и может привести к слепоте.

Исследователи проанализировали 3 849 образцов, взятых у пациентов, живущих в семи китайских провинциях. Средний возраст пациентов составил 31 год. Образцы брали с января 2013 года по декабрь 2016 года. Исследователи проанализировали, насколько бактериальные культуры, полученные из образцов, устойчивы к основным антибиотикам против гонореи. Около 19% образцов оказались устойчивыми к азитромицину, 11% — к цефтриаксону. При этом количество бактерий, неуязвимых для комбинации обоих препаратов, увеличивается год от года. В 2013 году устойчивыми к ней были 1,9% образцов, в 2016 году — 3,3%.

Ученые считают, что одна из причин роста устойчивости — популярность лечения антибиотиками в Китае. По данным исследователей, более 50% амбулаторных посещений врача в Китае заканчиваются получением рецепта на антибиотики. Потерю чувствительности к азитромицину объясняют тем, что этот препарат обычно используют в лечении хламидиоза, более распространенного, чем гонорея.

Исследование опубликовано в журнале PLOS Medicine.

В 2017 году Всемирная организация здравоохранения сообщила, что существующие схемы лечения гонореи теряют эффективность. Представители организации призвали начать поиски новых эффективных препаратов против болезни.