В Израиле найдено древнейшее пиво

В Израиле найдено древнейшее пиво

Ученые обнаружили в израильской пещере следы технологий пивоварения, которым около 13 тысяч лет. Похоже, местные начали варить пиво раньше, чем возделывать зерновые культуры для употребления их в пищу.

meekboldindianpangolin-size_restricted

Группа исследователей из Стэнфордского университета работала в пещере Ракефет (Raqefet) на склоне горы Кармель в Израиле, когда обнаружила остатки крахмала и микроскопические частицы солодового сусла, приготовленного на основе ячменя или пшеницы. Результаты работы археологов опубликованы в журнале Journal of Archaeological Science.

Находка может подтвердить гипотезу, выдвинутую еще 60 лет назад, — о том, что древние люди начали использовать злаковые культуры в первую очередь для создания пива, а уже затем научились делать из них хлеб.

Пещера, в которой археологи нашли остатки продуктов для пивоварения, принадлежала натуфийцам, жившим в период приблизительно 12 500 — 9500 лет до нашей эры. Натуфийцы в основном занимались охотой, рыболовством и сбором зерна дикорастущих злаков. Это доказывают находки, такие как жатвенные ножи и зернохранилища. Ученые считают, что представители этой культуры первыми перешли от собирательства к возделыванию злаков. Кроме того, натуфийцы были одними из тех, кто одомашнил собак. Теперь же выяснилось, что древние люди еще и неплохо разбирались в пиве.

Вероятно, натуфийцы готовили пиво для ритуальных праздников или погребальных обрядов. Открытие показывает, что алкоголь создавали не просто как побочный продукт из остатков неиспользованного зерна, но варили его специально для ритуальных церемоний. Поскольку обнаруженные в пещере остатки очень старые — их возраст примерно 13,7 тысячи лет, — это может быть свидетельством того, что варить пиво натуфийцы научились раньше, чем можно было предположить. При этом самый древний хлеб, найденный у натуфийской культуры, приготовили около 11,6 тысячи — 14,6 тысячи лет назад.

Древнее пиво совсем не похоже на то, которое мы пьем сегодня. Это смесь из множества ингредиентов, скорее напоминающая кашу. Похоже, приготовление пива у натуфийцев происходило в три стадии. Сначала зерна ячменя или пшеницы превращали в солод, затем из солода делали пюре и нагревали. В итоге смесь оставляли бродить на открытом воздухе. Ученые воссоздали этот процесс в лаборатории и сравнили полученные вещества с остатками, которые обнаружили в пещере. Исследователи увидели полное сходство, что убедило их в верности своих выводов.

Остатки древнего крахмала, найденные в пещере Ракефет, (слева) сравниваются с образцами, которые ученые получили в лаборатории (справа) / ©Stanford University

Помимо солодовых остатков, археологи нашли на месте раскопок артефакты, которые натуфийцы, похоже, использовали при варке этого напитка.

Примерно четыре года назад ученые попытались объяснить, почему людям так нравится пиво. Оказалось, все дело в сложных эфирах, создающих привлекательный для нас запах.