В иммунной системе человека нашли «микроорган» - Naked ScienceNaked Science
24.08.2018, 07:53
Naked Science

В иммунной системе человека нашли «микроорган»

Он оказался местом локализации В-клеток памяти, местонахождение которых долго искали.

Ученые из Института медицинских исследований Гарвана (Австралия) обнаружили над лимфатическими узлами мышей и человека небольшую структуру, которая ответственна за быстрый иммунный ответ при повторном заражении инфекцией. Работа опубликована в журнале Nature Communication.

Биологи знали о существовании B-лимфоцитов и их подтипа В-клеток памяти (MBC). Последние — долгоживущие клоны В-клеток, которые обеспечивают быстрый иммунный ответ и выработку большого количества иммуноглобулинов при повторном заражении. Они позволяют иммунитету «помнить» предыдущие инфекции. Несмотря на понимание функций этих клеток, ученые не знали, где именно они локализуются. Поиск ответа привел к открытию «микрооргана».

При исследовании ткани обычно используют простые микроскопы, что подразумевает анализ тонких срезов, показывающих двухмерную картинку. Это, по мнению авторов работы, и послужило причиной того, что орган не обнаружили ранее. Сейчас же ученые применили двухфотонный лазерный микроскоп, чтобы создать трехмерное изображение. Тогда они заметили небольшую тонкую структуру, расположенную над лимфатическим узлом. Они назвали ее субкапсулярным пролиферативным очагом (subcapsular proliferative foci).

В ней исследователи обнаружили скопление В-клеток памяти. Там же они превращались в плазматические клетки, которые секретируют растворимые антитела и устраняют угрозу организму. Один из участников работы Имоджен Моран (Imogen Moran) описал этот процесс:

«Это было невероятно — видеть, как активируются В-клетки памяти и образуются кластеры в этой новой, доселе невиданной структуре. Мы видели, как они двигаются, как взаимодействуют с другими иммунными клетками и превращаются в плазматические клетки — и все это прямо на наших глазах».

В-клетки памяти на поверхности субкапсулярного пролиферативного очага / Nature Communication

Авторы заметили, что изучение тканей под микроскопом началось триста лет назад, но живые организмы до сих пор хранят неизведанные секреты. Они предположили, что механизмы, открытые в субкапсулярном пролиферативном очаге, могут изменить способы вакцинации в будущем.

Ранее психологи из Университета штата Огайо (США) узнали, что мастоциты — клетки нейроимунной системы — способны усиливать маскулинную манеру поведения у грызунов.