Установлен автор одной из величайших мистификаций XX века — Naked Science
10.08.2016

Установлен автор одной из величайших мистификаций XX века

Исследователи установили автора одной из величайших мистификаций XX века. Они выяснили, кто создал миф про существование такого гоминида, как пилтдаунский человек.

cherep4

XX век был богат на разного рода мистификации, и одной из них стал т. н. пилтдаунский человек. Согласно легенде, в 1912 году во время раскопок близ британского города Пилтдаун хранителем отдела геологии Британского музея Артуром Смитом Вудвордом и археологом-любителем Чарльзом Доусоном были найдены останки, предположительно принадлежавшие некоему древнему существу.

Сначала были обнаружены части массивного черепа. Затем раскопки были продолжены, и удалось найти другие фрагменты черепа, челюсть, имеющую зубы, и ряд других находок. Артуром Смитом Вудвордом была сделана реконструкция черепа, после чего он объявил, что существо (ему даже дали название – Eoanthropus dawsoni) жило около миллиона лет назад и являлось одним из предков человека. Более того, оно было названо именно тем «недостающим звеном» между обезьяной и Homo sapiens. Находка сразу заинтересовала научный мир, превратившись в настоящую сенсацию.

Реконструкция черепа «пилтдаунского человека» в исполнении Артура Вудворда / ©Wikipedia

Только в 1953 году ученые доказали, что знаменитый пилтдаунский человек – подделка. Как оказалось, находка есть не что иное, как сборная конструкция костей разных видов. Пилтдаунский человек имел обычный человеческий череп. Что же касается фрагмента нижней челюсти, то она, как выяснилось, принадлежала орангутану – возраст находки составлял всего лишь 500 лет. Мошенники использовали бихромат калия, чтобы придать костям бурый цвет и таким образом «состарить» находку.

Но кто именно является автором фальсификации? Научный мир подозревал пятнадцать человек, включая писателя Артура Конан Дойла. Также предполагалось, что могла действовать группа злоумышленников. Теперь же был проведен анализ ДНК пилтдаунского человека, изучены рентгеновские снимки, выполненные при помощи 3D-технологий. Ученые установили последовательность действий злоумышленника и выяснили, что им был один человек – Чарльз Доусон. С результатами исследований группы ученых из Великобритании можно ознакомиться в Phys.org.