Кольца далекой экзопланеты вращаются в неправильную сторону - Naked ScienceNaked Science
12.10.2016, 09:02
Naked Science

Кольца далекой экзопланеты вращаются в неправильную сторону

По данным компьютерного моделирования, гигантская система колец у J1407b может существовать только в том случае, если кольца вращаются против вращения самой планеты.

afb

За сухой аббревиатурой J1407b (а полностью – 1SWASP J140747.93-394542.6 b) стоит чрезвычайно интересный астрономический объект. Вращаясь вокруг довольно крупной звезды в 434 световых годах от нас, J1407b так велик, что до сих пор неясно, как его классифицировать – как экзопланету, газового гиганта или как «промежуточную форму» между планетами и звездами – коричневого карлика. Масса J1407b оценивается в 20 масс Юпитера, но главное, у нее имеется система колец, которой мог бы позавидовать и Сатурн, первая из найденных за пределами Солнечной системы.

Радиус внешнего, самого большого кольца Сатурна составляет около 480 тыс. км, а общая масса его колец оценивается в 3*1019 кг. Масса колец J1407b может достигать 7*1024 кг, а диаметр внешнего кольца достигает 90 млн км. Если бы у Сатурна были такие роскошные кольца, они весьма эффектно смотрелись бы на нашем небе – эту условную ситуацию и можно видеть на иллюстрации выше. Работающие в Японии астрономы Стивен Ридер (Steven Rieder) и Мэтью Кенуорти (Matthew Kenworthy) заинтересовались тем, насколько в принципе может быть стабильной такая огромная система колец.

В статье в журнале Astronomy & Astrophysics они пишут, что на первый взгляд могут возникать большие сомнения в том, что эти кольца вообще способны существовать заметное время. Дело в том, что J1407b вращается вокруг звезды по сильно вытянутой эллиптической орбите, так что испытывает заметные изменения в силе действующей на нее гравитации. Однако, смоделировав такую ситуацию, ученые обнаружили, что кольца могут оставаться стабильными в течение целых 10 тыс. оборотов вокруг звезды, каждый из которых длится 11 земных лет. Правда, при одном условии: кольца должны вращаться в противоположном направлении. Если, например, сама планета обходит звезду по часовой стрелке, кольца ее должны кружиться против.

Такого в Солнечной системе нет и, видимо, такая ретроградная орбита колец вообще большая редкость. Однако, по данным Ридера и Кенуорти, «нормальные» кольца вовсе не смогли бы существовать у J1407b.