Ученые установили механизм образования самых ценных алмазов

Ученые установили механизм образования самых ценных алмазов

Ученые впервые смогли найти и проанализировать состав микровключений в самых крупных и чистых ювелирных алмазах. Эта работа помогла понять условия, при которых образуются эти шедевры геологии.

cc_71v8124-edit_16x9

Редчайшие алмазы отличаются и поразительной чистотой, и большими размерами, и, конечно, выдающейся стоимостью. Поэтому ученым они не достаются практически никогда, что затрудняет изучение их свойств, а значит – и истории. До сих пор у минералогов не было однозначного представления о том, как и в каких условиях появляются такие камни. Лишь недавно Эвану Смиту (Evan Smith) и его коллегам удалось проанализировать массу подобных алмазов, получив доступ к огромному потоку драгоценных камней, которые проходят экспертизу в Гемологическом институте Америки (Gemological Institute of America, GIA) в Нью-Йорке.

В общей сложности ученые рассмотрели 53 алмаза, которые относятся ко II типу и содержат исключительно малые примеси атмосферного азота, что делает камни особенно чистыми. В структуре 38 из них удалось рассмотреть мельчайшие включения аморфного углерода, графита, который тонким слоем покрывал микроскопические гранулы никелево-железного сплава. В остальных 15 камнях включения содержали силикатсодержащие минералы, такие как гранат. Помимо этого, в числе примесей ученые отметили метан и водород.

В статье, опубликованной журналом Science, они заключают, что такую комбинацию веществ могли сохранить камни, которые образовались в расплавленном материале, содержащем железо, никель, углерод, серу и ряд следовых веществ. Точнее говоря – на глубине от 360 и до 750 км, ниже которой давление уже слишком велико, и силикаты вроде граната становятся нестабильны. Реакции, которые должны развиваться для формирования алмазов и их включений, скорее всего, проходят на глубине между 410 и 660 км. Затем они выносятся к поверхности резкими и мощными выбросами, природа которых еще неизвестна, – и образуют кимберлитовые трубки.