Ученые создали модель искусственной клетки для жизни на других планетах — Naked Science

Ученые создали модель искусственной клетки для жизни на других планетах

Ученые смоделировали искусственную клетку для жизни на спутнике Сатурна - Титане.

20101201-040510

Ответ на вопрос, может ли на других планетах и их спутниках существовать жизнь, напрямую связан с другим фундаментальным вопросом: а может ли эта жизнь быть другой, не похожей на земную? Конечно, в большинстве случаев в поисках внеземной жизни астробиологи, прежде всего, нацелены на планеты, где условия проживания могут быть похожи на земные, и что еще более важно – где есть жидкая вода.

Однако многие ученые, разумеется, говорят и том, что жизнь, вероятно, может существовать не только на основе воды и углерода. Специалисты по молекулярной динамике под руководством Палетт Клэнси и Джеймса Стивенсона из Корнелльского университета создали теоретическую модель, которая позволяет предположить, что формы жизни, питающиеся метаном, могут существовать в бескислородных условиях. Как раз такие есть на Титане.

Исследователи сосредоточились на модели создания клеточной мембраны, «состоящей из небольших азотистых структур и способной функционировать при температуре –292 градуса по Фаренгейту (–180°C)».

Клетки живых организмов на нашей планете обладают мембранами, в основе которых лежат клетки, содержащие воду. Клеточные мембраны нужны для того, чтобы органические вещества могли попасть внутрь клетки, но обратно бы выйти из нее не могли, поэтому они являются одним из главных условий существования жизни, подобной той, что существует на Земле. На Титане нет жидкой воды, и такие мембраны сформироваться там не могут.

Мы не биологи, не астрономы, но у нас есть нужные инструменты. Возможно, это поможет, так как мы не используем всякие предубеждения насчет того, какими должны или не должны быть мембраны. Мы всего лишь работали с теми структурами, про которые знали, что они там есть.

– Палетт Клэнси, руководитель работы

В результате специалисты многого достигли: им удалось смоделировать идеальную клетку, способную выполнять основные функции, которые присущи жизни – поддерживать метаболизм и делиться.

Эта клетка отличается от ее земных собратьев тем, что состоит из азота, углерода и молекул водорода, которые в избытке присутствуют в морях Титана. Вместе с тем искусственная клетка обладает гибкостью и стабильностью, каковые есть у земных клеток.

Клеточная мембрана получила название «азотосома». При создании модели клетки исследователи использовали метод, рассматривающий созданные на основе метана структуры на предмет наилучшей способности к организации в похожую на мембрану пленку. Лучшими кандидатами, в итоге, стали молекулы акрилоникрила, которые обладают стабильностью, устойчивостью к разрушению и гибкостью, сравнимой с фосфолипидными мембранами земных клеток.

Надо сказать, что акрилоникрилы используют в промышленности. Они представляют собой бесцветные, ядовитые, жидкие органические структуры, которые используют в производстве акриловых волокон, резины и термопластиков. Те же самые молекулы присутствуют и в атмосфере Титана. Следующий этап исследований ученых – понять, как клетки на основе акрилоникрилов могут вести себя в метановых морях и атмосфере спутника Сатурна.