01.12.2014
Редакция Naked Science

Ученые: склонность к насилию – врожденное качество

Исследователи выяснили, какие гены вызывают у человека склонность к насилию. Впрочем, если такой «прирожденный преступник» вырос в благополучной семье, это снижает риск преступлений.

RTR30PII-pic4_zoom-1000x1000-72095

В эксперименте приняли участие заключенные из девятнадцати финляндских тюрем – всего 794 человека. При этом 84 из общего числа были убийцами. Контрольная выборка включала в себя 2 тыс. законопослушных финнов. Второе исследование затронуло 114 заключенных, осужденных за убийство и 5 тыс. человек контрольной выборки. Во всех случаях была проанализирована ДНК.

Ученых заинтересовал ген, кодирующий фермент моноаминооксидазу А (MAOA), а также ген CDH13 – он участвует в развитии межнейронных связей в человеческом мозге. Было установлено, что у тех, кто совершал насильственные преступления, активность гена MAOA была ниже, чем у других людей.

MAOA принимает участие в метаболизме дофамина. Ученые предположили, что низкий уровень метаболизма дофамина ведет к употреблению стимуляторов – алкоголя и наркотиков. А это, в свою очередь, увеличивает риск совершения преступлений. Данный вариант в большей степени затрагивает мужчин и в меньшей – женщин (MAOA расположен на Х-хромосоме и его «опасный» вариант может влиять на поведение мужчин).

Наличие у человека «опасных» вариантов генов играет роль в том случае, когда такой человек вырос в неблагополучной семье. Слишком строгие родители также могут стать причиной будущих правонарушений.

В случае с геном CDH13 все не так однозначно – корреляция между ним и совершением преступлений зависит от изменчивых участков данного гена. Ученые полагают, что вклад этих вариантов генов в совершение тяжких насильственных преступлений составляет около 10-15%. При этом 20% всех людей несут такие гены.