12.11.2015
Редакция Naked Science

Ученые: Шимпанзе ухаживают за своими инвалидами

Самки шимпанзе ухаживают за больными детенышами в условиях дикой природы – такой вывод сделали японские ученые по результатам исследований в Танзании. Ученые рассчитывают, что их работа поможет понять эволюцию социальной помощи в человеческом сообществе.

16700572745_1aaa16cc95_k

Как пишет Agence France Presse, исследование в танзанийском национальном парке Махале (Mahale Mountains National Park) провели специалисты Киотского университета. Ученые на протяжении двух лет наблюдали за группой шимпанзе, в которой родилась обезьяна-девочка с инвалидностью. «У младенца наблюдались явные признаки болезни Дауна, которые ранее отмечались у рожденных в неволе шимпанзе», – говорится в исследовании, опубликованном в международном журнале приматологии Primates.

По словам ученых, мать детеныша и ее сестра ухаживали за обезьянкой, и их забота помогла детенышу прожить в условиях дикой природы 23 месяца. По истечении этого срока младенец исчез, и люди посчитали его погибшим. Как рассказал информагентству доцент Киотского университета Мичио Накамура, процесс «коллективного материнства» у шимпанзе проходил, в частности, так: сестра обезьяны-матери поддерживала тело детеныша в то время как та кормила его грудью. «Обычно детеныш сам цепляется во время кормления за шерсть матери, однако шимпанзе-девочка была слишком слаба для этого», – пояснил Мичио Накамура.

По словам представителя японского университета, это первый отмеченный среди шимпанзе в дикой природе случай помощи животному-инвалиду. Ученые полагают, что изучение поведения обезьян поможет понять процессы, на основе которых строилась социальная помощь в человеческом обществе. Исследователи отмечают, что отдельные признаки ухода за больными особями ранее были выявлены у человеческих предков. Однако тогда предполагалось, что заботиться о себе подобных люди стали лишь после того, как стали собственно людьми.

Добавим, что это не первый за последнее время случай, когда ученые выясняют новые черты у, казалось бы, уже давно знакомых людям шимпанзе. К примеру, исследователи установили, что у обезьян есть «моральные принципы». Шимпанзе из швейцарского зоопарка показывали различное видео: бытовые сценки и сцены, содержащие насилие. Последние воспринимались обезьянами бурно и беспокойно. Ранее ученые также заявили, что у шимпанзе есть способность утешать друг друга, проведя при этом прямую аналогию между поведением приматов и людей.