Ученые рассказали о принципе работы «коллективного разума»
19.09.2015

Ученые рассказали о принципе работы «коллективного разума»

Ученые рассказали о том, как работает коллективный разум и как происходит принятие решений у толпы.

KR

Ученые обратили внимание на механизм принятия решений у больших групп людей. Один из кандидатов на пост президента может получить большее внимание СМИ, и в конечном итоге именно к нему будет приковано внимание миллионов. Другой пример – гаджеты. То или иное устройство способно в течение очень короткого времени завладеть умами сотен тысяч людей. Причем в нем может не быть ничего революционного и вскоре об этом устройстве забывают. Почему же все это происходит?

Специалисты Питтсбургского университета создали специальную математическую модель. В ее основу было положено поведение пчел и бактерий. Всех их отличает то, что живут они в больших коллективах, которые, тем не менее, способны принимать сложные решения. Здесь играет роль мнение небольшой группы «разведчиков», контактирующих с внешним миром. Таким путем, например, пчелы выбирают место для нового жилья.

Созданный компьютерный алгоритм, как говорят ученые, может довольно точно предсказать поведение человека. В нем есть несколько виртуальных людей, обладающих уникальными сведениями, а также остальные члены сообщества, которые могут последовать за ними или предложить один из своих вариантов. При достижении некоей отметки популярности одним из них, принимается коллективное решение. Продуманность действий «толпы» будет выше, если группы интересов более многочисленны.

Те решения, которые изначально были восприняты как неоднозначные, побеждали редко, даже если смогли набрать какой-то процент популярности. Ученые говорят, что для бактерий и насекомых тоже нехарактерен неоправданный риск и это неспроста. Неправильно выбранное место для постройки улья, например, может привести к гибели всей колонии.

Термин «коллективный интеллект» социологи стали использовать в 1980 году. Под ним подразумевают способность той или иной группы  принимать более эффективные решения, действуя сообща. Здесь важны не столько индивидуальные качества, сколько слаженность того или иного коллектива.

Кстати, другие ученые недавно выяснили, что муравьи имеют не только коллективный разум, но и коллективный характер. В одних муравейниках могут жить особи, склонные к экспансии, тогда как в других будут находиться муравьи, редко идущие на риск. При этом каждая из особей также решает и сугубо индивидуальные вопросы.