16.09.2015
Редакция Naked Science

Ученые обнаружили легкие у древних рыб латимерий

Исследователи обнаружили вид рыб, обладающих легкими. Ими оказались латимерии, живые ископаемые, существовавшие еще в эпоху динозавров. Возможно, именно легкие помогли им дожить до наших дней.

1-coelacanth-sodwana-bay-south-africa_laurent-ballesta

По словам ученых, латимерии сотни миллионов лет назад жили в мелководных водоемах с низким содержанием кислорода, пишет Live Science. Судя по всему, именно легкие помогли древним рыбам дожить до наших дней. Латимерии долгое время считались вымершими, пока в 1938 году их не обнаружил рыбак у побережья Южной Африки. На сегодняшний день существует два известных вида живых латимерий (против 130 видов живших в эпоху динозавров), обитающих в глубоких водах у побережья Мозамбика и Индонезии.

Ученые изучили легкие одного вида латимерии в пяти различных стадиях роста. С помощью рентгеновской томографии они создали 3D-изображение легочного комплекса рыб. «Наши результаты показывают наличие потенциально функциональных, хорошо развитых легких у эмбриона латимерии», – написано в исследовании.

Однако по мере того, как зародыш растет, развитие его легких замедляется, и они в конечном итоге становятся рудиментарным органом. Ученые предполагают, что латимерии перестали использовать свои легкие, когда переместились в глубокие воды, и стали использовать только жабры. Сейчас легкое латимерий напоминает кальцифицированные структуры. Ранее ученые принимали их за плавательный пузырь, но теперь ясно, что они являются остатками легких.

Добавим, что с помощью легких по-прежнему могут дышать некоторые отряды рыб. Они называются двоякодышащими. Это древняя группа пресноводных лопастеперых рыб, обладающих как жаберным, так и легочным дыханием. В настоящее время двоякодышащие представлены только двумя отрядами – рогозубообразными, распространенными в Африке и Южной Америке, и двулегочникообразными, или лепидосиренообразными, из Австралии. Иногда эти отряды объединяют в один отряд рогозубообразных.