19.12.2016
Редакция Naked Science
1 665

Ученые: крысы «улыбаются» ушами

Выражения на крысиных мордочках совсем непохожи на наши, но для других крыс они так же информативны и понятны, как для нас – веселый смех или нахмуренные брови. Радость и другие положительные эмоции они демонстрируют не улыбкой губ, а состоянием ушей.

happy_baby_rat_by_angelusik666-d59dj59

За десятилетия активного использования крыс в качестве лабораторных моделей ученые отлично изучили их реакции на негативные факторы. Подавленные, стрессированные животные неохотно взаимодействуют с сородичами, не испытывают особой тяги к исследованию окружающего пространства и даже не прилагают серьезных усилий, чтобы высвободиться, если их схватить за хвост. Однако, по словам Люки Мелотти (Luca Melotti) и его коллег из Бернского университета, позитивные эмоции понятны куда меньше.

В статье, опубликованной журналом PLоS One, ученые отмечают, что щекотание вызывает у животных явно позитивные переживания: они издают радостные звуки (в недоступном нашему уху ультразвуковом диапазоне) и возвращаются за новой порцией щекотки. В связи с этим авторы и решили детально изучить другие характерные для такого состояния внешние признаки.

15 подопытных животных ученые щекотали, фотографировали, после чего сравнивали нюансы выражений их «морд» с обычным состоянием. Главным отличием оказалось положение ушей: радуясь, крысы расслабляют их и разворачивают назад, а сквозь шерсть ярче проступают сосуды, к которым приливала кровь. Почему это происходит именно так, ученые не объясняют – даже повышение давления может быть связано как с самим удовольствием, так и с тем фактом, что крысы при щекотке просто активно дергались.

Некоторые из замеров, которые проводили ученые / ©Finlayson et al., 2016

Время от времени у самой марсианской поверхности ровер Curiosity регистрирует скачки концентрации метана — газа, который на Земле обычно производят живые организмы. При этом со спутников в атмосфере в целом его найти не удается. Этот парадокс породил среди ученых многолетние споры о том, есть ли метан на Марсе и если да, то как ему удается вести себя так парадоксально. Объяснить это попыталась команда планетологов из NASA.