Ученые измерили слуховые способности пауков — Naked Science

Ученые измерили слуховые способности пауков

Эксперименты показали, что мы недооценивали возможности пауков слышать мир: звук они различают прекрасно и уже с нескольких метров.

phidippus_audax_pic_1_by_macrojunkie

Никаких ушей у пауков нет, но это не значит, что они ничего не слышат. Многочисленные тонкие осязательные волоски (трихоботрии) на их конечностях тут же реагируют на вибрацию воздуха или твердой поверхности – пола или стены. Считается, что это позволяет им «слышать», улавливая акустические колебания, хотя и не слишком хорошо, с расстояния до нескольких сантиметров.

Однако, судя по новым данным, опубликованным в журнале Current Biology, мы сильно недооценивали способности паукообразных и их чувствительных волосков. Эксперименты, проведенные американскими исследователями во главе с Гилом Менда (Gil Menda), показали, что они прекрасно слышат и на дистанции в несколько метров.

Ученые использовали североамериканских пауков-скакунчиков Phidippus audax, в нервную систему которых вносили микроэлектроды. Это позволило регистрировать активность нейронов и показать, что те активизируются даже в ответ на звук, издаваемый с 3-5 м – например, хлопок или скрип передвигаемого стула. С учетом размеров тела этих пауков, можно сказать, что их чувствительные волоски позволяют им слышать все в пределах комнаты с дистанции порядка 350 длин тела самого паука, как если бы человек слышал все с 600 м.

Авторы отметили, что в ответ на низкочастотные колебания (в пределах 80-400 Гц) заставляют P. audax замирать: эта частота соответствует звуку, который издают взмахи крыльев хищных ос, опасных для этих пауков. Возможно, именно необходимость замечать приближение угрозы привело к развитию у них такого отличного слуха.