Ученые доказали, что оружие неандертальцев могло убивать жертву на расстоянии — Naked Science

Ученые доказали, что оружие неандертальцев могло убивать жертву на расстоянии

В работе изучались характеристики знаменитых Шёнингенских копий возрастом 300 тысяч лет — самого старого оружия, указанного в археологических записях. Исследователи хотели определить, могли ли метатели копья использовать их для поражения цели на расстоянии.

1455782607_neandertalcy

Новое исследование археологов из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, результаты которого опубликованы в журнале Scientific Reports, впервые показало, что неандертальцы производили оружие, достаточно продвинутое, чтобы убивать на расстоянии.

«Значимость нашего исследования состоит в том, что оно вносит свой вклад в растущую доказательную базу того, что неандертальцы были технологически подкованы и обладали способностью охотиться на крупную дичь с помощью различных стратегий, а не только через рискованный близкий контакт. Это способствует пересмотру взглядов на способности и ум неандертальцев», — рассказывает ведущий автор исследования доктор Аннемиеке Милкс (Annemieke Milks).

Проведенный анализ показал, что деревянные копья позволили бы неандертальцам использовать их в качестве оружия и убивать на расстоянии. Это важный вывод, учитывая, что в предыдущих исследованиях неандертальцы могли только охотиться и убивать свою добычу с близкого расстояния. Шённингенские копья представляют собой набор из десяти деревянных метательных копий эпохи палеолита, которые были найдены в 1994–1999 годах в неглубокой шахте по добыче угля в Шёнингене, Германия, вместе с 16 тысячами костей животных. Копья Шёнингена считаются самыми древними из сохранившихся до сих пор образцов охотничьего оружия доисторической Европы.

Дубликат копья, изготовленная Оуэном О’Доннелом / © Annemieke Milks

В исследовании участвовали шесть атлетов — метатели копий, с их помощью определялось, пригодно ли это оружие для поражения цели на расстоянии. Атлеты были подобраны в соответствии с физическими способностями неандертальца-охотника.

Оуэн О’Доннелл (Owen O’Donnell), выпускник Института археологии Калифорнийского университета, используя металлические инструменты, вручную изготовил дубликаты оригинальных копий из норвежской ели, выращенной в графстве Кент, Великобритания. На заключительном этапе поверхность копья обработали каменными инструментами, имитируя поверхность оригинального орудия. В исследовании использовались копья весом 760 и 800 граммов, которые соответствуют этнографическим записям оригинальных инструментов.

В ходе экспериментов спортсмены продемонстрировали, что цель можно поразить на расстоянии до 20 метров, причем при определенной силе броска это приведет к убийству жертвы. Этот результат вдвое больше, чем тот, который предполагали увидеть ученые, что доказывает способность неандертальцев к охоте как на дальнем, так и на близком расстоянии.

Ранее специалисты считали, что вес Шёнингенских копий не позволит им достичь нужной скорости, однако выяснилось, что баланс веса и скорость, с которой спортсмены их бросали, производит достаточно кинетической энергии, чтобы поразить и убить цель.

«Наше исследование показывает, что охота на расстоянии, вероятно, входила в набор стратегий охоты неандертальцев. Эти выступает в качестве очередного свидетельства, которое сокращает разрыв между неандертальцами и современными людьми», — подытоживает Милкс.