У коричневых карликов нашлись глобальные магнитные поля — Naked Science

У коричневых карликов нашлись глобальные магнитные поля

Астрономы впервые наблюдали действие магнитного поля у коричневого карлика – оно оказалось почти таким же сильным, как у настоящей звезды.

browndwarf

То ли планеты-переростки, то ли несостоявшиеся звезды, коричневые карлики занимают промежуточное положение между теми и другими и имеют массу в пределах 10–80 масс Юпитера, или около 0,01 массы Солнца. Некоторые легкие элементы в них могут в течение определенного времени поддерживать слабые термоядерные реакции, но для «настоящего» синтеза на протонах коричневые карлики слишком малы, так что излучают долго, но крайне слабо. Зато, в отличие от планет, формируются они, как звезды, непосредственно из облаков газа и пыли.

Такое положение коричневых карликов интригует ученых: какие их характеристики уже можно назвать «звездными», а какие – еще «планетными»? Светлана Бердюгина из германского Института физики Солнца имени Кипенхойера и ее коллеги из США использовали данные телескопа Keck, наблюдавшего коричневый карлик LSR J1835+3259, расположенный в 18,5 световых годах от нас и имеющий массу около 55 масс Юпитера. Поляризация излучения, пришедшего к нам от J1835+3259, выдала присутствие магнитных полей, причем чрезвычайно мощных, сильнее даже тех, которые связывают с пятнами на Солнце. Об этом ученые рассказывают в статье, препринт которой представлен на онлайн-сервисе arXiv.org.

Столь мощное поле астрономы связывают с высокой плотностью вещества, из которого состоят коричневые карлики, – она намного выше, чем у звезд. Возможно, дополнительно авторам помогла удачная ориентация J1835+3259 – одним из полюсов в сторону Земли. По словам астрофизика Жюльена Морина (Julien Morin), новые наблюдения объясняют некоторые предыдущие данные о существовании на коричневых карликах полярных сияний, которые требуют сильных магнитных полей.

Опасное сближение космических аппаратов произошло, по данным «Роскосмоса», в 04:49 (по московскому времени) 27 ноября. Минимальное расстояние между двумя спутниками дистанционного зондирования Земли — российским «Канопус-В» и индийским Cartosat-2F — составило всего 224 метра.

Историки из Тюменского государственного университета и Тобольской комплексной научной станции УрO РАН выявили динамику населения татарско-бухарской слободы Тобольска XVII века. В результате они смогли определить поименный состав тюркского населения этого города.