Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
04.01.2022
3 963

Тропические ураганы в XXI веке будут мигрировать на север

4.8

Международная группа ученых, в которую вошли российские специалисты, показала, что тропические ураганы и тайфуны в нынешнем столетии будут перемещаться в районы северных широт. Причина — глобальное потепление.

Тропические ураганы в XXI веке будут мигрировать на север / ©Getty images

Тропические циклоны обычно формируются в низких широтах, где есть доступ к теплым водам океанов, но достаточно далеко от экватора. При этом существующие прогностические рамки для таких широт дают противоречивые прогнозы изменения климата.

Между тем тропические циклоны и сегодня достигают северных широт. Примеры — субтропический шторм «Альфа», который наблюдали в Португалии в 2020-м, или ураган «Анри», обрушившийся на штат Коннектикут в прошлом году. И, по мнению ученых из Йельского университета, Массачусетского технологического института (США), Университета Рединга (Великобритания) и Института океанологии имени Ширшова (Россия), это только предвестники будущих тропических циклонов, которые в XXI веке поднимутся в северные широты. Свои выводы исследователи представили в журнале Nature Geoscience. Они считают, что подобной аномалии не наблюдалось на Земле за последние три миллиона лет.

При этом многое было неясным относительно того, насколько тропические циклоны чувствительны к средней температуре планеты. Но ученые выяснили, что по мере потепления климата разница температур между экватором и полюсами будет нивелироваться. В летние месяцы это может привести к ослаблению или даже разделению струйного воздушного потока, окружающего планету, что поспособствует формированию и усилению тропических циклонов в средних широтах.

Чтобы прийти к таким выводам, ученые проанализировали результаты численного моделирования теплых климатических периодов прошлого, недавние спутниковые наблюдения, различные прогнозы изменений климата, а также физические процессы, лежащие в основе атмосферной конвекции в планетарном масштабе.

Моделирование прошлых теплых климатических периодов, таких как эоцен и плиоцен, показало, что тропические тайфуны и ураганы могли формироваться и усиливаться в более высоких широтах, чем это происходит в наши дни. В результате ученые пришли к выводу, что усиливающееся потепление климата в XXI веке также приведет к перемещению тропических циклонов на север.