04.01.2022
Ольга И.
12 499

Личи были одомашнены дважды

4.6

Дерево личи, согласно исследованию международной команды ученых, было одомашнено несколько раз — как минимум дважды.

Личи / ©Getty images / Автор: Telestis Scaevinius

Личи — тропическое дерево семейства сапиндовых. Его плоды еще называют китайской сливой: оно и понятно, ведь личи одомашнили в Китае примерно две тысячи лет назад. Сочные плоды были настолько желанным угощением даже при дворе императора династии Тан, что сам глава государства организовывал специальную конную эстафету, чтобы к его столу как можно скорее доставляли плоды, собранные в далеких южных провинциях страны.

Ученые из Южно-Китайского сельскохозяйственного университета, Китайской академии тропических сельскохозяйственных наук (Китай), университетов Наньянского технологического (Сингапур), Буффало и штата Огайо (США) решили узнать подробнее об одомашнивании личи. Свои выводы они представили в журнале Nature Genetics.

Исследователи провели геномный анализ плодового дерева. За «эталонный геном» взяли популярный сорт личи под названием Feizixiao и сравнили его ДНК с геномом других диких и культивируемых сортов дерева. Все сорта принадлежали к одному виду — Litchi chinensis: это, собственно, китайские личи.

Выяснилось, что эти растения, вероятно, были одомашнены несколько раз. Дикие разновидности возникли в провинции Юньнань на юго-западе Китая, а затем распространились на восток и юг, до острова Хайнань. Потом их одомашнили независимо в каждом из этих регионов.

В Юньнане при этом выращивали сорта, которые цветут очень рано, а в Хайнане — наоборот, те, что зацветают позднее. Это было необходимо, чтобы вкусные, но скоропортящиеся плоды были доступны как можно больше времени в году. В итоге скрещивание между ними и привело к появлению ныне популярных сортов, в том числе Feizixiao.

Точная датировка этих событий, впрочем, остается туманной. Ученые предполагают, что само разделение популяций диких личи в Юньнане и Хайнане еще до одомашнивания могло произойти около 18 тысяч лет назад, хотя возможны и другие оценки.