Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
  • To bookmarks. Drag icon on bookmarks panel
19.10.2017
Редакция Naked Science

Средства традиционной китайской медицины продолжают вызывать рак

Путаница в названиях и недобросовестность производителей привели к широкому распространению БАД и травяных сборов, в состав которых входит растение кирказон, вызывающее отказ почек и онкологические заболевания.

kirkazon-lomonosovidniy_2_large

В середине девяностых бельгийские медики зарегистрировали вспышку заболеваний почек среди посетительниц китайского салона красоты; 70% пациенток потребовалась пересадка почки или искусственного органа. Расследование установило, что виноват во всем был китайский травяной сбор для снижения веса, в состав которого входила высушенная лиана кирказон из рода Aristolochia, известная своими канцерогенными свойствами.

Кирказон не просто опасен, он гарантированно приводит к мучительной и потенциально смертельной болезни почек. Международное агентство по изучению рака при ВОЗ включило его активные компоненты, аристолохиевые кислоты, в первую категорию списка канцерогенных веществ; там они соседствуют с боевым отравляющим газом ипритом и радиоактивными изотопами металлов. Во многих странах (в том числе в России) препараты на основе кирказона, содержащие аристолохиевые кислоты, запрещены к ввозу и распространению. Но проблема в том, что опасное растение может фигурировать в списке ингредиентов под безобидным названием. Особенно если (как это чаще всего бывает) список составлен на китайском языке.

В начале 2010-х масштабное исследование на Тайване подтвердило, что у большинства больных раком почек мочевыводящих путей присутствуют мутации, говорящие о длительном применении продуктов кирказона. Пациенты могут и не догадываться о том, что употребляли кирказон в составе средств традиционной китайской медицины, также как и врачи могут не знать о том, что в составе прописанных ими препаратов есть опасное растение. Путаница возникла в начале XX века, когда производители лекарственных травяных сборов заменили одно растение, фигурировавшее в старинных рецептах, на лианы из рода Aristolochia.

В 2017 году новое исследование, проведенное онкологами из Сингапура и Тайваня, показало, что в травяных сборах и в других лекарственных формах тайваньского и континентального производства растения рода Aristolochia встречаются до сих пор. Исследователи секвенировали экзом (все белки клетки) 98 образцов раковых клеток, взятых у пациентов с Тайвани, и в 78% обнаружили следы, оставленные мутагенами – аристолохиевыми кислотами. В 144 образцах со всего мира, 47% китайского происхождения, 29% образцов из других стран Юго-Восточной Азии, 13% корейских и 2,7% японских образцов имели мутации, указывающие на употребление мутагенов, входящих в состав кирказона. В США последствия воздействия аристолохиевых кислот обнаружились в 4,8% образцов, в Европе – в 1,7%.

Авторы исследования призывают приверженцев традиционной медицины к осторожности и рекомендуют ввести дополнительные меры по контролю за составом лекарственных смесей и биологически активных добавок из Китая, в состав которых могут входить семена, экстракт или листья и побеги канцерогенных растений.