Потери американского спецназа связали с космической погодой

4 марта 2002 года американское спецподразделение три раза попадало в засаду. По мнению ученых, причиной того, что спецназ понес тяжелые потери, могли стать плазменные пузыри.

24 сен 2014 Илья Ведмеденко Комментариев: 0
Американские физики утверждают, что причиной трагедии стали турбулентные облака ионизированного газа. Они образуются в верхних слоях атмосферы в темное время суток. Эти турбулентные облака представляют собой огромные плазменные пузыри, достигающие в диаметре 100 км.

Оставаясь в стабильном состоянии днем, ночью заряженные частицы рекомбинируются и превращаются в электрически нейтральные атомы. В нижних слоях атмосферы этот процесс проистекает быстрее. Теряя плотность, плазма взмывает ввысь. Завихрения, которые образуются от плазменных пузырей, влияют на радиоволны, деформируя их.

Вертолет CH-47 Chinook с военнослужащими на борту направлялся на выручку спецназовцам, попавшим в окружение на горе Такур-Гар. Как оказалось, летчик получили неверные координаты, и вертолет полетел к месту, контролируемому бойцами Аль-Каиды. Ошибку обнаружили и передали новую информацию пилотам. Однако данные до экипажа так и не дошли, и CH-47 был сбит из гранатомета.

Исследователям удалось подтвердить гипотезу. 4 мая 2002 года над местом боя пролетал американский спутник TIMED. После обработки данных, полученных со спутника, удалось установить наличие плазменного пузыря в районе, где произошла трагедия. По мнению экспертов, такой эффект явился следствием не только воздействия плазмы, но также пересеченной местности. Физик Майкл Келли (Michael Kelly) полагает, что причиной трагедии стала потеря всего лишь нескольких децибел сигнала.

В наше время такая ситуация едва ли могла произойти вновь. Создана технология, которая предупреждает о потере радиосигнала. О деталях открытия американских физиков можно прочесть в журнале Space Weather, а также в пресс-релизе Американского геофизического союза.