Сокращение выбросов не замедлило изменение климата — Naked Science
Мария Кривоченко

Сокращение выбросов не замедлило изменение климата

3.3

После начала пандемии Covid-19 часть производств остановилась, а люди стали проводить больше времени дома и реже использовать транспорт. Специалисты говорили, что это серьезно улучшит экологическую ситуацию в мире, но новые исследования опровергают это.

©Rainer Ralph

Используя данные из открытых источников, группа европейских и американских ученых рассчитала, как изменились уровни выбросов десяти различных парниковых газов и загрязнителей воздуха более чем в 120 странах в период с февраля по июнь этого года. Так они обнаружили, что выбросы сократились за этот период на 10-30%.

Однако авторы учитывают, что на результаты серьезно повлияли введенные из-за пандемии ограничения. Это частично подтверждают исследования, проведенные Google и Apple. Анализ мобильности населения показал, что поток транспорта в мире сократился в среднем на 10%, в некоторых странах этот показатель достиг 80%. И именно в связи с этим спутниковые данные начали отмечать снижение уровня загрязнения атмосферы парниковыми газами.

Поэтому ученые считают эффект временным и приводят пример Азии, где уровень загрязнения почти вернулся к показателям прошлого года. По их мнению, краткосрочные меры не предотвратят изменение климата. Даже если предположить, что сокращение транспортного потока и социальное дистанцирование сохранятся до конца 2021 года, то через 10 лет это снизит темпы потепления в лучшем случае на 0,01 градуса. Выводы исследователей опубликованы в журнале Nature Climate Change.

Прогнозируемые выбросы СО(a), концентрация СО2 (b), и изменение температуры воздуха (с) к 2050 году / ©Nature Climate Change.

В рамках Парижского соглашения по климату 2015 года страны обязались ограничить повышение температуры до 1,5-2 градусов по Цельсию. Для этого, как говорит ООН, уровень выбросов должен падать на 7,6% ежегодно. Ожидаемые в этом году показатели отвечают требованиям, но уже в 2021-м они снизятся, так как страны надеются на восстановление промышленности и транспортного потока.

«Если быть честным, мир вряд ли будет сокращать объемы углеродных выбросов со скоростью, необходимой для выполнения соглашения», — рассказал Пирс Форстер, соавтор исследования и директор Международного центра Пристли в британском Университете Лидса. Однако он подчеркнул, что в опубликованной работе есть несколько предложений, которые могли бы исправить ситуацию. Среди них — развитие системы общественного транспорта, создание велодорожек и инвестиции около 1,2% мирового ВВП в промышленность, основанную на низком потреблении ископаемого топлива. Это может сократить выбросы наполовину к 2030 году.

На данный момент, говорят авторы, положительного эффекта от сокращения выбросов почти нет — отказ от использования ископаемого топлива и переход населения к более экологичному образу жизни на данном этапе не влияют на изменения климата. Однако обстановка в мире может стать отличной базой для создания более «зеленой» промышленности и покажет людям, что жить без постоянного использования транспорта вполне комфортно. «У нас есть небольшая возможность, сделать экологическую политику правильной, и мы не можем позволить себе ее упустить», — сказал Пит Смит, профессор почвоведения и глобальных изменений из Университета Абердина.

Последствия укуса инвазивных «ложных вдов» обычно проходят в течение нескольких часов, но в некоторых случаях могут приводить к заражению и стать смертельно опасными.

Ученые проследили цепочку событий, которые могут вести от накопления «стрессовых» гормонов к активации иммунных клеток — и рецидиву казалось бы излеченной опухоли.

Мария Кривоченко

Ученые выяснили, что изоляция снижает уровень транскрипции некоторых генов у рыбок данио-рерио. Кроме того, он меняется, если животных поместить в стаю. Биологи заметили, что данио-рерио реагировали на механические движения и могли определить не только присутствие других рыбок, но и плотность группы.

Знаменитые фигурки женщин, древнейшие из которых датируются более чем 30 тысячами лет назад, с давних пор служат объектом научных споров: неясно назначение этих предметов. Американские ученые выдвинули еще одну гипотезу.