Сложность языков подтвердила «северное» заселение Америки — Naked ScienceNaked Science
02.05.2017, 14:39
Naked Science

Сложность языков подтвердила «северное» заселение Америки

Исследователи из США и Германии подтвердили гипотезу заселения Нового Света северным путем на основании распределения сложности языков.

screenshot-www

В новой работе сотрудники Калифорнийского университета и Тюбингенского университета изучили языки американских индейцев с помощью баз Autotyp и «Всемирный атлас языковых структур» (World Atlas of Language Structures). Языки оценивались по трем критериям: относительной сложности, классификационной сложности и степени изменчивости слов. Относительная сложность выражала число форм, пользуясь которыми можно выполнить одну языковую функцию. Например, в английском языке множественное число существительных описывается с помощью двух основных стратегий — непродуктивного изменения гласных (как в teeth) и продуктивного окончания -s (как в balls) — и ряда дополнительных.

Распределение сложности языков (более темным оттенкам соответствует высокая сложность) / ©New Perspectives on the Peopling of the Americas

Классификационная сложность оценивалась по порядку слов, количеству согласных и гласных букв, тонам и морфологическим параметрам, в том числе падежам и временам — всего 28 единиц. Картографирование полученных данных позволило исследователям выявить значимую корреляцию между долготой и суммарной сложностью языка. Так, языки Северной Америки и Северо-Восточной Евразии имели высокую сложность, не свойственную для равнинных народов. Среди прочего, это может объяснить преемственность языков первых палеоиндейцев и сибирских охотников. При этом в Андах в среднем повышенная сложность высокогорных языков нивелируется — вероятно, из-за мобильности в Империи инков.

Несмотря на продолжающиеся более ста лет дискуссии, проблема заселения Америки остается актуальной для археологов, фольклористов, генетиков и лингвистов. Долгое время в качестве доминирующей рассматривалась гипотеза об освоении региона палеоазиатскими охотниками через сухопутный коридор на месте Берингового пролива 14–20 тысяч лет назад. В частности, согласно недавнему анализу останков, найденных в Пещерах Блуфиш, каменные орудия могли применяться на территории современной Канады уже в 24 000 году до нашей эры. Однако в 2015 году, на основании более древних датировок ряда находок, были сформулированы гипотезы о заселении Нового Света через Тихий океан.

Статья опубликована в журнале New Perspectives on the Peopling of the Americas.