28.05.2020
София Жаботинская
2 576

Изучение носителей кантонского диалекта показало возможную связь эволюции языка с генами

3.0

Некоторые генетические варианты у людей позволяют лучше воспринимать тонические языки. Это могло способствовать эволюции таких языков, как китайский.

Эволюция тонических языков
Эволюция тонических языков может быть обусловлена генетическими особенностями / © EthnoMed

Ученые из Гонконга обнаружили, что люди с определенными особенностями гена ASPM лучше воспринимают лексические тона, использующиеся в кантонском диалекте, а те, у кого этих особенностей нет, могут улучшить свои способности посредством музыкальной подготовки. Авторы полагают, что результаты работы говорят о том, что тонкие генетические различия могут лежать в основе построения языков, на которых люди говорят в разных регионах мира. Статья команды опубликована в издании Science Advances.

Сегодня в мире существует более 7000 живых языков. По одной из классификаций, все они делятся на тонические и атонические: в первой группе ударный слог выделяется тоном. Кантонский диалект, один из вариантов китайского языка, относится к тоническим. Авторы работы под руководством Патрика Чун Мана Вонга, профессора когнитивной неврологии факультета лингвистики и современных языков, привлекли для своего исследования более 400 носителей кантонского диалекта.

Более ранняя работа ученых из Эдинбургского университета показала, что люди с определенными генотипами генов ASPM и MCPH чаще оказываются носителями тонических языков. Эти гены связаны с ростом мозга, и определенные генотипы чаще встречаются в популяциях стран Африки к югу от Сахары, а также Восточной и Юго-Восточной Азии. Интересно, что языки в этих регионах с большей вероятностью будут языками тонов (однако тонические элементы свойственны и некоторым современным европейским языкам, например шведскому или норвежскому, а в прошлом такие признаки были у еще большего числа языков). Полученные шотландскими лингвистами результаты породили то, что сейчас называется генетической гипотезой эволюции языка. Однако само исследование не дало прямых доказательств связи между этими генами, связанными с ростом мозга, и восприятием тона.

Профессор Вонг и его команда хотели получить прямые доказательства предполагаемой связи между этими генами и восприятием лексического тона у говорящих на кантонском. В течение нескольких лет (с 2015 года) добровольцы, участвовавшие в исследовании, проходили тесты на прослушивание. Также у них брали образцы слюны для генетического тестирования, проводимого профессором Ричардом Квонг Ваем Чоем, доцентом кафедры акушерства и гинекологии медицинского факультета и заместителем директора Центра пренатальной генетической диагностики при Китайском университете Гонконга.

Результаты показали, что около 70% участников несут пару Т-аллелей, представляющих генотип ТТ гена ASPM, и, что интересно, эти люди также обладают более высокой способностью воспринимать тон кантонского языка. Остальные участники, которые имели другой генотип, столкнулись с большими трудностями с кантонскими тонами. Также были изучены другие гены, связанные с ростом мозга и языком, но корреляции с восприятием тонов не обнаружилось. При этом также у носителей специфического ТТ-генотипа не нашли каких-либо других корреляций с любым другим аспектом поведения и способностей.

Носители ТТ-генотипа гена ASPM заметно лучше справляются с восприятием тонического языка, чем носители других генотипов (ТС и СС) / © Wong, Kang, So et al., Science Advances, 2020

Авторы предполагают, что именно по причине этих генетических особенностей предки современных китайцев могли начать использовать тонические сочетания как основу языковой структуры. Как таковая лексическая особенность тона китайского языка поддерживается и сохраняется в процессе эволюции языка.

Предыдущее исследование этих же авторов показало, что восприятие тона было тесно связано с обучением музыке. Применительно к текущей работе обнаружилось, что музыкальный опыт, по-видимому, улучшает способность восприятия тона у тех, кто не имеет генотипа TT гена ASPM и подвержен генетическому риску. Те, у кого был выявлен генотип ТТ, почти одинаково хорошо справлялись с заданием на восприятие тона — и в случае наличия музыкального образования, и тогда, когда его не было.

Ученые предполагают, что их результаты можно использовать с целью ранней диагностики расстройств аутистического спектра: для носителей китайского есть связь между РАС и нарушениями восприятия тона.

Безусловно, несмотря на найденные связи, такая сложная междисциплинарная тема нуждается в дальнейшем изучении. Как минимум необходимо провести подобные исследования на носителях других языков тонической группы.