18.09.2014
Редакция Naked Science

Сибиряки и европейцы – родственники

Сибиряки и европейцы - родственники.

dna1
©Wikipedia / Автор: Анастасия Кожевникова

Современные жители Европы имеют корни от древних охотников-собирателей, проживавших на этой территории тысячелетиями, а также от земледельцев, переселившихся в Европу из Ближнего Востока 8,5 тыс. лет назад. Третьей же группой предков, по мнению американских и немецких исследователей, является группа древних жителей севера Евразийского континента. Предки этих же «сибиряков», как известно, стали также и прародителями американских индейцев, которые заселили Америку 15 тыс. лет назад.

Для установления «родства» исследователи сравнили ДНК, выделенное из останков восьми сибирских охотников-собирателей, живших 8 тыс. лет назад, одного земледельца (умершего 7 тыс. лет назад), с ДНК 2,3 тыс. современников.

Оказалось, что практически все европейцы имеют ДНК и охотников-собирателей, и земледельцев, и «сибиряков». Наибольшее количество генов охотников-собирателей имеется у северо-европейских народов (литовцы имеют до 50% таких генов), южанам более родственны земледельцы из Ближнего Востока (больше всего их ДНК у мальтийцев, а также евреев-ашкеназов). А вот генотип «сибиряков» у всех жителей Европы хоть и имеется в наличии, но все же остается самым небольшим – не больше 20%. Зато его обнаружили практически у всех евразийских народов, в том числе у жителей Кавказа и Ближнего Востока.

В начале исследований существование жителей древней северо-евразийской территории было туманным. О том, что такая популяция существовала, говорили лишь определенные генетические факторы, а не целые фрагменты древней ДНК. Но в прошлом году другой группе ученых все же удалось извлечь ДНК из останков «сибиряков», живших на территории Сибири между двадцать вторым и пятнадцатым тысячелетием до н. э., и найти в ней общие признаки с геномом жителей Европы и США.

Интересно, что обитатели древней Сибири пришли в Европу уже после того, как там распространилось земледелие, то есть около 3 тыс. лет до н. э. А ведь тогда современный Старый Свет уже был довольно заселенным, поэтому пришельцам там должно было быть не слишком комфортно. Тем не менее, последние данные по генетике подтверждают, что сибиряки, видимо, смогли справиться с трудностями и расселились по Европе.