Шимпанзе указали на популярность взаимопомощи среди животных — Naked Science
23.08.2016

Шимпанзе указали на популярность взаимопомощи среди животных

Новые эксперименты опровергли представления о недружественности шимпанзе. Их способность совместно выполнять сложные задачи указывает на важную адаптивную роль взаимопомощи, кооперации и альтруизма.

three_chimpanzees_with_apple

Почти все наши близкие человекоподобные родственники – животные, как и мы, социальные. Это стимулирует развитие кооперации и взаимопомощи, например для выполнения задач, которые слишком сложны для одного. Способность к взаимопомощи демонстрируют даже шимпанзе, до сих пор считавшиеся не слишком дружелюбными по отношению друг к другу.

В статье, опубликованной журналом PNAS, знаменитый приматолог, профессор Франс де Валь (Frans B. M. de Waal) и его коллеги пишут, что дурная репутация шимпанзе может быть связана с неправильной постановкой прежних экспериментов. В них обезьяны были сильно ограничены в свободе действий и не имели возможностей развить стратегии наказания мошенников, которые пользуются выгодами кооперативности со стороны других, но ничего не привносят сами. В результате в опытах шимпанзе демонстрировали скорее индивидуализм и недружелюбие, чем взаимопомощь.

Поэтому де Валь и его команда провели новые эксперименты, в которых животным предоставили большую свободу действий. При этом 11 взрослых шимпанзе поставили в условия, в которых лишь кооперация могла принести награду: поодиночке они бы с задачей не справились. В простейшем варианте им требовалось поднять загородку барьера, и пока один удерживал ее, второй мог пройти, вынеся тарелку с фруктами. В усложненной версии требовалось наладить взаимодействие уже трем шимпанзе. Однако они справились и с этим, повторяя совместную операцию снова и снова. Ученые подчеркивают, что при этом шимпанзе не были ранее знакомы, а значит, еще соперничали за установление иерархических отношений друг с другом.

Кооперация в таких условиях встречалась намного чаще конкуренции, конфликтов и драк, которые снижают производительность такого «труда». И хотя в их обществе встречались мошенники, пытавшиеся просто отнимать фрукты у работавших, или обманывать партнеров, съедая всю добычу самостоятельно, продолжалось такое недолго. Животные вскоре выработали стратегии наказания мошенников, от разочарованных и угрожающих вокализаций до тычков и укусов.

В некоторых случаях (8%) именно для этого к парам присоединялся третий самец, так что группы могли всегда выдвинуть пару для наказания нарушителя, кем бы он ни оказался. Но куда чаще срабатывал простой внимательный выбор партнера по работе. А успех совместной работы закреплял кооперативные отношения между самцами, стимулируя достижение более высоких мест в иерархии, чем у самцов, так и оставшихся одиночками. По словам Франса де Валя, это вновь указывает на адаптивное значение и эволюционную древность кооперации – отношений, которые были известны задолго до появления людей.