11.03.2016
Редакция Naked Science

«Серийные» выкидыши у некоторых женщин могут объясняться дефицитом стволовых клеток

Неудачно закончившаяся беременность, к сожалению, не редкость, и причиной целой серии самопроизвольных абортов может стать нехватка стволовых клеток в выстилающей полость матки слизистой оболочке.

Human_Embryo_-_Approximately_8_weeks_estimated_gestational_age

По статистике, выкидышем заканчивается 15–25% беременностей. Как правило, такое случается на сроке до 12 недель, и в принципе ничего страшного в этом нет. Однако самопроизвольные аборты, идущие один за другим, – это уже подозрительно, причем дважды такое случается лишь у 5% женщин, трижды – у 1%. Факторов риска известно немало, но проблема «серийных» выкидышей остается плохо исследованной.

Пролить свет на этот вопрос попытались британские медики из команды Яна Брозенса (Jan Brosens), новая статья которых опубликована в журнале Stem Cells. Ученые культивировали клетки, забранные из внутренней слизистой оболочки – эндометрия – маток 183-х подопытных женщин. Довольно быстро они обнаружили, что у тех из них, которые пережили неудачную беременность, количество стволовых клеток в материалах биопсии понижено.

Эндометрий, как и все слизистые оболочки, быстро обновляется. «Омоложение» его происходит с каждым менструальным циклом, после каждой беременности и каждого выкидыша. Поэтому состояние его сильно зависит от количества и «самочувствия» стволовых клеток, дающих начало этому обновлению.

По мнению ученых, ослабление процессов обновления эндометрия может вести к накоплению в нем старых клеток. Они, в свою очередь, активно проявляют цитокинные реакции, связанные с воспалением и облегчающие имплантацию эмбриона в стенку матки. Однако тот же переизбыток цитокинов на самом эмбрионе сказывается негативно, затрудняя его нормальное формирование.