20.04.2017, 08:11
Naked Science

Садовая земляника защитила мышей от рака

Итальянские биологи обнаружили, что употребление земляники ананасной (Fragaria x ananassa) предотвращает рак молочной железы у мышей.

3956832592_b6a222f547_o

В новой работе ученые из Урбинского университета, Политехнического университета Марке и Университета Камерино изучили противораковые свойства земляники сорта Альба на линии человеческих клеток рака молочной железы A17. На первом этапе авторы оценили антиоксидантную способность ягод, витамина C и общее содержание фенолов. Анализ выявил в образцах высокую концентрацию витамина, антоцианинов, флавоноидов и фитонутриентов, при этом уровень фенолов резко отличал Альба от известных коммерческих сортов клубники. Затем клетки A17 обрабатывали экстрактом ягоды in vitro — в течение 24, 48 и 72 часов в объеме от 0,5 до 5 миллиграммов на миллилитр. По сравнению со здоровыми фибробластами A17 демонстрировали повышенную чувствительность к экстракту и дозозависимо уменьшались при 48-часовой обработке.

Миграция раковых клеток к месту повреждения опухоли после обработки экстрактом / ©Stefano Amatori et al., Scientific Reports, 2017

Помимо существенного уменьшения размеров, экстракт клубники, в том числе в минимальном объеме, ограничивал способность раковых клеток к миграции и, согласно генетическому анализу, тормозил экспрессию 18 из 84 генов, связанных с их опухолевой активностью. На втором этапе исследователи ввели раковые клетки самкам мышей, после чего кормили их обычной пищей или пищей, обогащенной 15-процентным экстрактом земляники. Спустя 13 недель опухоль удаляли и изучали ее размер и массу. Результаты показали, что в группе животных, получавших экстракт, масса и размер опухоли снизились до 140–230 миллиграммов и 70–130 кубических миллиметров против 310–410 миллиграммов и 290–510 кубических миллиметров в контрольной группе. По мнению авторов, полученные данные подтверждают положительный эффект ягоды.

Работа стала первой из числа тех, которые свидетельствуют о том, что экстракт земляники с высоким содержанием фенолов ингибирует пролиферацию раковых клеток. В то же время ученые отмечают, что в экспериментах использовался определенный вид и сорт земляники, химический состав которого может отличаться от других представителей рода. Кроме того, эффект, наблюдаемый на мышах, вероятно, не может быть в точности воспроизведен на человеке из-за различий в клеточных и молекулярных механизмах, которые лежат в основе прогрессирования опухолей. Тем не менее, специалисты подчеркивают важность включения в рацион свежих овощей и фруктов, в том числе земляники: несмотря на неполноту данных о механизмах воздействия на патологические процессы, польза содержащихся в них фитонутриентов подтверждалась неоднократно.

Статья опубликована в журнале Scientific Reports.

Ранее ученые выяснили, что укреплять иммунитет могут и другие растения. Так, свекольный сок увеличил нейропластичность пожилых людей, а черника — «ускорила» их мозговую деятельность и снизила риск болезни Альцгеймера.