Свекольный сок и зарядка вернули подвижность мозгу

Свекольный сок и зарядка вернули подвижность мозгу

Сотрудники Университета Уэйк-Форест обнаружили, что свекольный сок в сочетании с физическими упражнениями повышает нейропластичность в пожилом возрасте.

zaryadka

Поскольку возрастные когнитивные нарушения носят необратимый характер, ученые ищут способы их ранней диагностики и профилактики. Предполагается, что важную роль в предотвращении деменции играет рацион: так, усилить межнейронные связи и замедлить процессы нейродегенерации способны овощи и фрукты, например сок черники и свеклы. Содержащиеся в последнем неорганические нитраты метаболизируются оральными бактериями в нитриты, которые восстанавливаются в организме до оксида азота — сигнальной молекулы с сосудорасширяющими свойствами. Прием свекольного сока ассоциируется со снижением кровяного давления, улучшением мозгового кровообращения, а также ростом выносливости и физической скорости у зрелых людей. Однако то, как такой напиток влияет на пожилых людей, изучено недостаточно.

Чтобы восполнить пробел, американские геронтологи провели двойное слепое рандомизированное плацебо-контролируемое исследование с участием 26 человек в возрасте от 55 лет. В течение шести недель добровольцы ежедневно выпивали сок свеклы с содержанием 560 мг нитрата или плацебо (1,1 мг нитрата), после чего, спустя час, выполняли упражнения на растяжку и сеансы ходьбы на беговой дорожке. Занятия проводились трижды в неделю с пиковой продолжительностью 50 минут. До начала эксперимента, через два дня после первого сеанса, завершения эксперимента и спустя два дня после него ученые также обследовали мозг испытуемых с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (МРТ). Внимание исследователей было сосредоточено, в частности, на соматомоторной коре и ее связях.

Согласованность соматомоторных зон в экспериментальной (BRJ) и контрольной группах до и после эксперимента / ©Meredith Petrie et al., Gerontology, 2017

Дополнительно проводился анализ крови участников. Результаты показали, что концентрация нитратов и нитритов в крови экспериментальной группы значительно возросла после приема сока: с 84±72 миллимоль на литр и 0,18±0,10 миллимоль на литр до 422±127 миллимоль на литр и 0,32±0,18 миллимоль на литр соответственно. При этом в группе плацебо значение снизилось. Согласно итогам томографии, в соматомоторной коре добровольцев (первичной моторной и соматосенсорной коре) принимавших свекольный сок, наблюдалась более согласованная активация. В частности, эти участки реже связывались с островковой долей, интегрирующей вегетативные и сенсорные стимулы. Между тем максимальный метаболический эквивалент (МЕТ) — уровень потребляемого кислорода, кратный показателю в состоянии покоя, — значимо не отличался между группами.

По мнению исследователей, полученные данные впервые показывают положительный эффект от приема свекольного сока в сочетании с физическими упражнениями на нейропластичность пожилых людей. Согласно предыдущим экспериментам, число связей между соматомоторной корой и островковой долей может носить компенсаторный характер и отрицательно коррелировать с адаптивностью человека — в рамках новой работы количество взаимодействий между этими областями было выше в группе плацебо. Несмотря на отсутствие статистически значимых различий МЕТ, его динамика была в целом положительной в экспериментальной группе, что свидетельствует о росте работоспособности, связанном с напитком. Уточнить результаты авторы надеются на более крупной выборке и при увеличении продолжительности занятий.

Статья опубликована в журнале Gerontology.