Репликацию ВИЧ остановили блокировкой мембранных пор — Naked Science
10.08.2016

Репликацию ВИЧ остановили блокировкой мембранных пор

Междисциплинарная группа ученых из Кембриджского университета разработала молекулу ингибитора, которая блокирует мембранные поры капсид и, как следствие, репликацию ВИЧ. Об этом сообщается в журнале Nature.

hiv_h9_t-cell

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) относится к семейству ретровирусов, инфицирование которыми требует репликации их некодирующих РНК в ДНК. До сих пор оставалось неясным то, как ВИЧ аккумулирует нуклеотиды — строительный материал для репликации. Неизвестным являлся и механизм, позволяющий вирусу распространяться незаметно для иммунной системы.

Авторы использовали гибридный подход для изучения структуры ВИЧ. Результаты показали, что вирус имеет внешнюю белковую оболочку — капсид, которая защищает его от повреждений и помогает внедряться в клетку-хозяин. Моделирование различных состояний ВИЧ позволило обнаружить на поверхности капсид диафрагмы, аналогичные радужной оболочке человеческого глаза. Открываясь и закрываясь с большой скоростью, эти диафрагмы пропускают нуклеотиды и ограничивают поступление нежелательных для вируса молекул.

Затем ученые разработали молекулу ингибитора hexacarboxybenzene. Испытания ex vivo подтвердили, что ингибитор блокирует работу диафрагм капсид, в результате чего ВИЧ оказывается не способен продолжать репликацию и утрачивает инфекционную природу.

Отмечается, что в настоящее время прототип ингибитора не в состоянии преодолеть мембрану клеток человека, что затрудняет его доступ к вирусу. Полученные выводы могут лечь в основу дальнейших исследований по созданию препаратов на основе hexacarboxybenzene с расширенным действием. В качестве альтернативны рассматриваются ингибиторы обратной транскриптазы как инструмент для повышения активности мембраны клеток.

«Мы создали прототип специфического ингибитора. Мы ожидаем, что его механизм может стать универсальным применительно к другим вирусам, он подходит на роль базового компонента новых противовирусных препаратов, в том числе в рамках лечения ВИЧ», — сообщил доктор Дэвид Жак.