03.11.2016
Редакция Naked Science
1 325

Размер мозга у птиц связали с риском «получить пулю»

Датские ученые обнаружили, что птицы с небольшой массой мозга чаще погибают в результате выстрела, а охота человека может делать птиц «умнее». Результаты работы опубликованы в журнале Biology Letters.

wm_falconry_0115_gw

Объем головного мозга и его связь с другими фенотипическими признаками представляют собой известный интерес для биологов. Частным примером такого критерия является коэффициент энцефализации — соотношение массы мозга к массе тела. Поскольку размер мозга сильно зависит от степени развития неокортекса, коэффициент позволяет ученым условно оценивать интеллект животных, в том числе ретроспективно. В новом исследовании авторы изучили корреляцию между размером мозга современных птиц и причиной их смерти.

Посмертному анализу подверглась 3781 птица, которая погибла на территории Дании в 1960–2015 годы. Образцы изучались на предмет общей массы тела и массы мозга с точностью до 0,1 и 0,01 грамма соответственно. По показателю массы тела особи ранжировались по семибалльной шкале — от очень высокой до очень низкой. В интересах исследования также учитывались возраст, физическое состояние на момент смерти, пол животного. Работа охватила 197 видов птиц.

Результаты показали, что от выстрела погибло 299 животных (7,9 процента). Средняя масса их мозга составляла 2,99 грамма, тела — 260,7 грамма, диапазон показателей в выборке оценивался в 0,23–19,96 грамма и 4,16–13000 граммов соответственно. Чаще других от выстрела погибали особи (самцы — вероятно, из-за более яркого оперения и активности в период размножения) с маленьким мозгом и большой массой тела. При этом вероятность гибели от выстрела у птиц с массой мозга 0,23 грамма составила 29 процентов, тогда как птицы с массой мозга 19,96 грамма оказывались подстрелены в 1 проценте случаев.

Вероятность гибели от выстрела в зависимости от размера мозга (после логарифмического преобразования). / © Anders Pape M?ller, Biology Letters, 2016

Ученые отметили, что тенденция сохраняется, если рассматривать только птиц, погибших от выстрела. Вместе с тем вид, возраст, пол и даже масса тела животного коррелировали с причиной гибели в меньшей степени. Вероятность такой гибели сокращалась почти в 30 раз с 87-кратным увеличением массы мозга.

По мнению авторов, регулярная охота на отдельные виды птиц может потенциально стимулировать рост массы их мозга. Для успешного уклонения от охотников (человека и естественных врагов) таким особям могут требоваться усиленные метаболизм мозга и продукция антиоксидантов — для купирования окислительного стресса. Как следствие, объем их мозга увеличивается, делая птиц «умнее». Тем не менее, такие эффекты могут наблюдаться только эволюционно: для фенотипических изменений мозга число погибших от выстрела животных недостаточно.

Коллеги ученых вместе с тем рекомендовали с осторожностью отнестись к результатам этой работы.

«Мое сердце обливается кровью каждый раз, когда я вижу исследование о связи между размером мозга и каким-то признаком», — сообщила эволюционный биолог из Сэнт-Эндрюсского университета Сьюзан Хили (Susan Healy). По мнению эколога из Орхусского университета Джаспера Мадсена (Jesper Madsen), работа датских ученых скорее вызывает вопросы, чем дает ответы. Например: наблюдается ли корреляция между объемом мозга и охотой на видовом уровне и насколько эффективно большой мозг спасает одни виды по сравнению с другими? «Вот что делают корреляционные исследования: порождают вопросы», — заявил он.