Разделение цветового спектра на категории оказалось врожденным — Naked Science

Разделение цветового спектра на категории оказалось врожденным

Ученые выяснили, что способность разделять оттенки по категориям есть даже у младенцев.

colouring_pencils_graph_1

В каждом языке существует собственная система наименования цветов. Все оттенки делятся на базовые категории, в которые входят основной цвет и близкая к нему часть спектра. В разных языках ученые выделяют от двух до одиннадцати таких категорий.

Авторы нового исследования, опубликованного в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, предположили, что в основе этого процесса лежат не лингвистические особенности, а биологические механизмы восприятия цвета. Чтобы проверить эту гипотезу, они исследовали восприятие оттенков и их категорий у детей, еще не владеющих речью.

В исследовании приняли участие 179 младенцев в возрасте от четырех до шести месяцев. В ходе экспериментов детям показывали рамку с двумя цветными квадратами. Изначально в обоих квадратах несколько раз появлялся один и тот же оттенок, затем оттенок второго квадрата менялся. Направление взгляда и движения глаз ребенка фиксировала камера. На новый оттенок дети смотрели дольше. Наличие или отсутствие этой разницы во времени стало показателем того, различает ребенок два оттенка или нет. В тестах использовалось 14 различных оттенков.

Оттенки были выстроены в последовательность, совпадающую с основными категориями цветов на четырех языках: английском, языке уобе, хикакских языках и языке уаве. Эти языки принадлежат к разным языковым семьям, число носителей тольского (хикакского) языка — всего около 300 человек. В этих языках разное количество базовых категорий цветов. В английском исследователи выделили семь категорий хроматических цветов (розовый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый), в языке уобе — всего две (от фиолетового до желтого и от зеленого до синего). Одни и те же оттенки на разных языках относятся к разным категориям. При создании последовательности использовалась цветовая система Манселла.

Цветовые категории в разных языках и восприятие младенцев, PNAS

Все младенцы выделяют пять основных категорий оттенков: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Детей в этом возрасте еще нельзя считать носителями ни одного из языков, поэтому их восприятие цвета не может зависеть от лингвистических особенностей.

По словам ученых, их исследование показывает, насколько врожденные особенности восприятия важны для когнитивных процессов.

Ранее ученые пришли к выводу, что первым цветом, который начал различать человеческий глаз, был синий.