Рассеянный склероз научились выявлять по крови — Naked Science
06.02.2017

Рассеянный склероз научились выявлять по крови

Международная группа ученых впервые показала, что изменения кинуренинового пути могут выступать биомаркером рассеянного склероза. Результаты работы опубликованы в журнале Scientific Reports.

11996536903779

Рассеянный склероз (РС) — аутоиммунное заболевание, при котором из-за демиелинизации нейронов возникают разные нейропсихологические и неврологические симптомы (например, параличи). По характеру течения выделяют четыре типа РС, при этом универсального лечения, позволяющего восстановить поврежденные функции и предупредить рецидивы, не существует.

Кроме того, ученые ищут способы ранней диагностики РС: это позволит снизить риск прогрессирования заболевания. В ходе нового исследования, которое продолжалось 12 лет, специалисты из Университета Нового Южного Уэльса и других учреждений изучили образцы крови 231 пациента с разными типами РС. Целью работы был поиск биомаркера РС для создания теста на основе анализа крови.

Прошлые работы показали, что переход между типами заболевания может быть связан с кинурениновым путем, по которому окисляется 95 процентов триптофана — аминокислоты, предшествующей, например, серотонину. Согласно проведенному анализу, в случае РС определяющим является баланс двух «кинурениновых» метаболитовкинурениновой и хинолиновой кислот.

По словам авторов, нарушение баланса этих кислот может гиперактивировать NMDA-рецептор и оказывать эксайтотоксическое воздействие на нейроны. Наблюдения показали, что оценка баланса по сыворотке крови позволяет диагностировать разные типы РС с чувствительностью 85–91 процент. Таким образом, ученые нашли биомаркер для доступного выявления заболевания.

Исследователи отмечают, что связь РС с кинурениновым путем может помочь в изучении других нейродегенеративных заболеваний. Известно, что триптофан участвует в развитии воспалительных процессов мозга, поэтому понимание его роли в прогрессировании рассеянного склероза способно прояснить механизмы таких аномалий, как болезнь Альцгеймера и боковой амиотрофический склероз.