Моделирование показало, как выглядели древнейшие животные Земли — Naked Science
12.08.2014
Редакция Naked Science

Моделирование показало, как выглядели древнейшие животные Земли

Компьютерное моделирование позволило ученым увидеть, как выглядели древние животные – рангеоморфы, один из тех видов, который истребил Кембрийский взрыв.

140811170201-large

Эдиакарий – последний геологический период докембрийской эпохи, который длился примерно от 635 до 541 миллионов лет до н.э. В этот период жизнь развивалась в основном на уровне микроорганизмов, однако были и относительно крупные животные – рангеоморфы, обитавшие на дне океана и напоминающие по своей форме разветвленные перья. Они достигали в своих размерах от десяти сантиметров до двух метров.

Ученые из Кембриджского университета изучили ископаемые останки рангеоморфов в различных местах по всему миру, а потом использовали эти данные для построения первой трехмерной компьютерной модели этих существ. Ученым удалось не только показать, как выглядели древние животные, но и прояснить некоторые эволюционные и биологические подробности их жизни.

Больше всего эти существа напоминают растения, однако факты указывают на то, что они, скорее, были одними из древнейших животных – процесс фотосинтеза на глубине, на которой жили эти организмы, практически невозможен. Поэтому рангеоморфам, видимо, приходилось впитывать питательные вещества напрямую из воды – в те времена океан напоминал «бульон», в нем было много органических углеродных соединений, которые могли бы послужить пищей.

Моделирование подтвердило эту догадку. Оказалось, что с точки зрения эволюции рангеоморфы были идеально приспособлены к своей среде – их фрактальное тело, представлявшее собой мягкие ветви, на которых растут меньшие, но подобные им по форме ветви, было плоским и занимало большую площадь. Судя по всему, это позволяло им успешно ловить пищу, которая фактически сама ложилась им в «рот». Свою роль сыграло и полное отсутствие конкуренции.

Однако примерно за 541 миллион лет до н.э. начался так называемый Кембрийский взрыв, когда произошло резкое распространение абсолютно новых биологических видов и первичное разделение животных на отношение «хищник – жертва». Химический состав океана начал меняться, что означало для рангеоморфов голодание, а защиты против появившихся хищников они были лишены. Эти факторы, по мнению ученых, и означали конец данного вида, и ни на одной из следующих ступеней эволюции подобные создания уже не появлялись.