Радиотелескоп заглянул в глубину атмосферы Юпитера — Naked Science
03.06.2016

Радиотелескоп заглянул в глубину атмосферы Юпитера

Получена самая детальная картина происходящего на глубине 100 км под верхним слоем юпитерианской атмосферы – в области, где рождаются ее плотные аммиачные облака.

Густые облака в верхних слоях атмосферы Юпитера скрывают глубины, которые невозможно рассмотреть с помощью обычных телескопов в оптическом диапазоне. Однако это удалось радиоволновой обсерватории VLA, включающей целых 27 антенн, которые заглянули на глубину до 100 км, где при большой температуре и давлении образуется та плотная облачность, которую мы привыкли видеть на снимках Юпитера. Отчет о работе астрономов публикует журнал Science.

VLA показал конвективные потоки газов различной температуры: подъем богатых аммиаком течений из глубин атмосферы Юпитера и погружение обедненных им облаков вниз. Такими бедными аммиаком областями оказались прежде замеченные астрономами «горячие точки», ярко выделяющиеся на снимках планеты в инфракрасном и радиодиапазонах. Они опоясывают Юпитер полосой, идущей чуть севернее экватора, а между ними из глубин пробиваются насыщенные аммиаком потоки.

Область Большого Красного пятна в радио- и оптическом диапазонах / © Michael Wong et al., 2016, NASA/ESA/JPL-Caltech

«Благодаря радиоволнам мы можем заглянуть под облака и увидеть, что “горячие точки” перемежаются шлейфами аммиака, поднимающегося с гораздо больших глубин», – говорит один из авторов исследования, астроном из Калифорнийского университета в Беркли Майкл Вонг (Michael Wong).

Карта, составленная по данным наблюдений VLA в радиодиапазоне, стала самой детальной из всех, показывающих подповерхностные слои атмосферы Юпитера, ее разрешение достигает 1300 км. Вряд ли радиотелескопам удастся улучшить этот результат: чтобы заглянуть еще глубже и увидеть больше деталей, потребуется использовать более длинные радиоволны, которые блокируются мощными радиационными поясами газового гиганта.

Однако это, несомненно, только увертюра. 4 июля к планете прибывает космический зонд Juno, который исследует Юпитер с достаточно близкого расстояния. И если благодаря зонду New Horizons прошлый год можно было смело назвать «годом Плутона», то в ближайшие месяцы мы будем все чаще слышать о самой большой планете Солнечной системы.