Пульсацию звезды впервые связали с экзопланетой — Naked Science

Пульсацию звезды впервые связали с экзопланетой

Американские ученые впервые обнаружили звезду, пульсации которой могут быть связаны с воздействием экзопланеты. Результаты работы опубликованы в Astrophysical Journal Letters.

202257

Экзопланеты представляют собой планеты, которые не вращаются вокруг Солнца. Наблюдение позволяет прояснить, как такие небесные тела взаимодействуют с материнскими звездами. При этом как обнаружение экзопланет, так и оценка их возможного влияния на звезды затрудняется тем, что первые обладают значительно меньшей массой и яркостью из-за удаленности от Солнечной системы.

В новой работе ученые из Института исследований космоса с помощью космического телескопа (STScl) и других учреждений наблюдали звезду HAT-P-2, которая расположена в созвездии Геркулес в 400 световых годах от Земли. Известно, что вокруг нее вращается экзопланета HAT-P-2 b — ее масса в восемь раз превышает массу Юпитера, а размер лишь в 100 раз меньше, чем у HAT-P-2.

Сравнение размеров Юпитера (слева) и HAT-P-2 b (справа) / Wikimedia Commons

Анализ показал, что интенсивность свечения звезды меняется с интервалом в 87 минут. Этот период оказался кратным скорости, с которой экзопланета совершает оборот вокруг HAT-P-2. По мнению авторов, пульсации звезды вызывает сама планета: в точке максимального приближения ее гравитация заставляет HAT-P-2 расширяться и сжиматься, затем последняя некоторое время «вибрирует».

Ранее ученые наблюдали схожий феномен, однако в этом случае речь шла о двойных сверхмассивных звездах. Предполагается также, что HAT-P-2 b может влиять на ряд процессов, происходящих в недрах HAT-P-2 (такое изменение свечения характерно для переменных звезд). Однако, чтобы прояснить механизм явления, авторы намерены провести дополнительные исследования.