Потребление птицами пластика объяснил серный запах — Naked Science
10.11.2016
Редакция Naked Science

Потребление птицами пластика объяснил серный запах

Американские ученые пришли к выводу, что морские птицы могут принимать пластиковые отходы за пищу из-за запаха диметилсульфида. Результаты исследования представлены в журнале Science.

В процессе охоты многие животные ориентируются на обоняние. Так, некоторые рыбы (например, Chromis multilineata) могут находить по запаху скопления планктонных организмов, которые, поедая водоросли, выделяют диметилсульфониопропионат (ДМСП). Аналогичным сигналом пользуются морские птицы. При этом, согласно предыдущим исследованиям, птицы чаще других животных потребляют пластмассовые отходы, которые находятся в океане.

Чтобы проверить, что происходит с пластмассой в морской воде, ученые из Калифорнийского университета в Беркли разместили основные промышленные полимеры (полиэтилен низкой и высокой плотности и полипропилен) в акваторию вдоль Центрального побережья Калифорнии. Водопроницаемые мешки (всего 36 единиц), наполненные пластиковыми шариками диаметром 4–6 миллиметров, были привязаны к двум буям, после чего спустя 19 и 21 день пребывания в воде материал был проанализирован с помощью хроматографа на содержание ДМСП.

Средние значения распространенности случаев потребления пластика различными видами. / © Matthew S. Savoca et al., Science, 2016

Результаты показали, что при длительном нахождении в морской воде пластмасса выделяет ДМСП — предшественник диметилсульфида, — что сопровождается запахом серы. Затем ученые провели метаанализ 55 исследований, которые рассматривали случаи потребления пластиковых отходов буревестникообразными (Procellariiformes), и проверили несколько гипотез. По итогам компьютерного моделирования авторы пришли к выводу, что чувствительность этих птиц к ДМСП может объяснить 99 процентов случаев потребления пластмассы.

По словам ученых, под угрозой риска находятся наиболее восприимчивые к соединению животные, например антарктическая китовая птичка (Pachyptila desolata). При этом на примере тонкоклювого буревестника (Puffinus tenuirostris) известно, что некоторые пострадавшие виды могут мигрировать между полушариями — это повышает риск контакта с отходами. В целом, потребление пластика также характерно для более чем 200 видов рыб, морских черепах и морских млекопитающих.

По состоянию на 2014 год, общий объем пластмассовых отходов в Мировом океане составлял 250 миллионов тонн. Ожидается, что к 2050 году практически все морские птицы (более 300 видов) будут систематически потреблять пластик совместно с пищей.