29.05.2017
Редакция Naked Science

Понимание превзошло принятие теории эволюции

Специалисты из Университета Бата пришли к выводу, что понимание основ генетики не связано с вероятностью принятия теории эволюции.

charles-darwin

Несмотря на наличие альтернативных концепций, основой современных представлений о филогенетическом разнообразии остается теория Чарльза Дарвина о происхождении видов, которую он сформулировал в 1871 году. Базовые принципы теории эволюции преподаются в рамках среднего общего образования. Однако, в зависимости от региона, качество таких занятий может варьироваться: причиной тому нередко служат недостатки учебной программы, низкая квалификация сотрудников школ и влияние религиозных организаций. В результате многие выпускники имеют о теории эволюции искаженное представление как о предположении, но не совокупности доказанных фактов.

В новой работе исследователи проверили, как на принятие теории эволюции влияет уровень ее понимания. В Великобритании эта дисциплина наряду с генетикой преподается учащимся в возрасте 14–16 лет, при этом порядок и форма уроков зачастую зависят от учреждения и учителей. Согласно гипотезе авторов, улучшать освоение теории эволюции может предварительное ознакомление подростков с основами генетики. Для проверки этого утверждения они провели эксперимент с участием 1886 человек из 78 классов страны. На первом этапе учеников разделили на две группы, которым преподавали генетику, затем теорию эволюции или наоборот. В период занятий качество обучения не оценивалось.

Рост среднего балла по теории эволюции в зависимости от порядка преподавания / ©Rebecca Mead et al., PLoS ONE, 2017

После освоения программ все ученики заполняли опросник из 25 пунктов. Шесть вопросов позволяли оценить уровень понимания основ теории эволюции, шесть — генетики, целью остальных было изучить степень принятия первой. В частности, последний раздел был представлен такими пунктами, как «Ученые сомневаются в постулатах теории эволюции» и «Возраст Земли оценивается в 4–5 миллиардов лет». Аналогичный опрос проводился до начала обучения и спустя несколько месяцев после окончания. Анализ показал, что курс позволил повысить средний балл учащихся по теории эволюции, причем предварительное изучение основ генетики дополнительно увеличивало этот показатель.

Между тем динамика принятия идей эволюции оказалась противоречивой. До начала обучения три четверти учеников считали эволюцию фактом, а один процент — отрицал концепцию. Занятия повысили первое значение до 85 процентов. Однако порядок программ не коррелировал со степенью принятия: хотя освоение генетики улучшило понимание эволюции, оно не способствовало ее признанию. Последующий опрос позволил выявить связь между позицией учащихся и авторитетами. Так, многие подростки сообщили о принятии теории эволюции в первую очередь из-за мнения родителей или Папы Римского. Таким образом, авторы пришли к выводу, что понимание предмета в этом случае влияет на показатель в меньшей степени.

Статья опубликована в журнале PLoS Biology.

О наиболее распространенных заблуждениях об эволюции читайте в нашем материале.

Французы решили инвестировать в разработку многоразового носителя, который позволил бы составить конкуренцию лидерам ракетно-космической индустрии. В первую очередь речь идет о компании SpaceX, которая недавно установила новый рекорд по числу запусков Falcon 9 за год.

Ученые показали, что «поддерживающая» форма коммуникации повышает эффективность работы в команде.

С его помощью удалось выяснить, что фотосинтез у зеленых водорослей, используемых для научных и промышленных целей, иногда может быть полностью бескислородным.