26.05.2017
Редакция Naked Science

Получены первые результаты наблюдений Юпитера зондом Juno

Ученые опубликовали первые научные результаты работы космического зонда Juno – измерения магнитного поля Юпитера, снимки его полюсов и ураганов.

jupiter0

Американский межпланетный космический аппарат Juno стартовал летом 2011 г. и пять лет спустя прибыл к цели, в систему Юпитера. Он уже совершил сближения с планетой, и теперь ученые публикуют целую серию статей – в журналах Science и Geophysical Research Letters, – представляя результаты первого пролета на высоте 4200 км над облаками. Коротко о них рассказывается в официальном сообщении, распространенном NASA.

Один из основных инструментов Juno, камера JunoCam, провела съемки обоих полюсов газового гиганта, дав уникальные изображения бушующих здесь бурь диаметром до тысячи километров. «Мы заинтригованы тем, как они образуются, насколько стабильны и почему северный полюс Юпитера так непохож на южный, – рассказывает один из руководителей миссии Скотт Болтон (Scott Bolton). – Мы задаемся вопросом о том, насколько эта система динамична, видим ли мы только одну определенную фазу, а в следующем году она уже сменится другой, или это обычная, стабильная конфигурация и бури просто сменяют одна другую?»

Композитное изображение южного полюса Юпитера, полученное из снимков Juno с высоты 52 тыс. км. / ©NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS/Betsy Asher Hall/Gervasio Robles

Другие наблюдения получены радиометром MWR, который измерил микроволновое излучение юпитерианской атмосферы на разной высоте. Эти данные позволили подтвердить, что могучие и знаменитые ураганы планеты, вытянутые вдоль линий географических широт, у экватора уходят далеко вглубь облаков, а такие же ураганы на более высоких широтах сменяются какими-то другими структурами. Содержание аммиака, который и вносит основной вклад в микроволновое излучение атмосферы, увеличивается с движением вниз настолько, насколько смог заглянуть MWR – на несколько сотен километров.

Магнетометр Juno MAG измерил и глобальное магнитное поле Юпитера, самое мощное среди всех планет Солнечной системы. Оно оказалось еще сильнее, чем оценивалось до сих пор, превышая уровень в 7,766 Гаусс. Необычным оказалась и его неравномерная форма – по мнению ученых, это может указывать на то, что «магнитное динамо», которым создается магнитосфера планеты, расположено не глубоко в центре, как у Земли, а где-то выше, над слоем металлического водорода, из которого в основном сложено ядро Юпитера.

Juno проходит над газовым гигантом по полярной орбите, каждые 53 дня сближаясь с северным полюсом и в течение двух часов совершая пролет до южного. В течение этого времени работают все восемь его чувствительных приборов. Следующий такой пролет намечен на 11 июля, причем траектория пройдет ровно над знаменитым Большим красным пятном Юпитера. «Если кому-то интересно, что происходит ниже, у основания этого колоссального облачного тайфуна, то Juno уже здесь, – говорит Болтон, – со своими инструментами».