NASA создаст на МКС самую холодную точку во Вселенной

Ракета-носитель Antares компании Orbital ATK отвезла на Международную космическую станцию лабораторию для проведения удивительного эксперимента.

21 мая Владимир Мирный Комментариев: 1

NASA создаст на МКС самую холодную точку во Вселенной

Эксперимент называется Cold Atom Laboratory, или CAL (англ. Лаборатория холодного атома), и состоит из нескольких инструментов, таких как короб, лазеры, вакуумная камера и электромагнитный «нож». Все это предназначено для работы с атомами, а именно — для их охлаждения до температуры, наиболее близкой к абсолютному нулю, чем когда-либо. В случае успеха эксперимент поможет максимально замедлить их скорость.

Астронавты на борту МКС (вместе с многочисленными исследователями, проводящими удаленную работу с Земли) постараются с помощью CAL снизить движение атома (а значит, и его температуру) до миллиардной доли градуса выше абсолютного нуля. Это как минимум в 100 миллионов раз холоднее космоса за бортом МКС или где бы то ни было в глубинах Вселенной.

Что даст заморозка атома на таких низких температурах внутри ледяной камеры размером с сундучок? Эксперимент должен привести к нескольким результатам, один из которых — формирование сверххолодными атомами состояния материи, известного как конденсат Бозе-Эйнштейна.

Как только он сформируется, в области квантовой физики (где атомы ведут себя скорее как волны, нежели частицы) начнутся искажения. Такой тип материи ранее создавали на Земле, но гравитация нашей планеты оказывает на него сильное влияние, и в итоге его можно наблюдать всего несколько долей секунды. В NASA надеются, что в космосе результат будет лучше.

Успешный исход эксперимента поможет лучше понять темную энергию и гравитацию

Помимо этого, существуют и другие вещи, о которых поможет узнать такая заморозка атомов. Роберт Томпсон, ученый проекта CAL в Лаборатории реактивного движения NASA, утверждает, что с помощью этой работы можно будет понять, например, темную энергию. В заявлении Космического агентства для прессы он сказал следующее:

«Исследование этих гиперхолодных атомов может перевернуть наше понимание материи и фундаментальной природы гравитации. Эксперименты, которые мы проведем с CAL, помогут нам лучше понять гравитацию и темную энергию — одни из наиболее распространенных сил во Вселенной».

Будет интересно наблюдать за ходом эксперимента в свете роста потенциала квантовых технологий. Пожалуй, среди всего остального, что отправили на Antares (одежда и еда для астронавтов), CAL — самое интересное.