15.11.2018
Редакция Naked Science
1 504

Подо льдом Гренландии нашелся гигантский кратер

На почти километровой глубине под ледником на севере Гренландии обнаружен огромный ударный кратер — след столкновения с «железным» метеоритом.

krater0

Курт Кир (Kurt Kjær) из Копенгагенского университета и его коллеги провели в Гренландии топографические измерения с помощью размещенного на самолете радара, способного улавливать радиоволны, прошедшие сквозь лед и отраженные твердой поверхностью острова. Эта работа позволила открыть прежде неизвестный ударный кратер, скрытый 930-метровой толщей ледника Гайавата на северо-западной оконечности Гренландии.

В статье, опубликованной в журнале Science Advances, гляциологи сообщают, что впервые округлые очертания кратера были замечены в 2015 году на данных, полученных при изучении далекого северо-запада Гренландии по программе NASA Operation IceBridge. Любопытный участок обследовали дополнительно с помощью широкополосного радара, предоставленного гляциологами из Германии. Эта работа позволила определить внешние и внутренние очертания кратера.

Ученые также организовали экспедицию: хотя сбор материала самого кратера, укрытого мощными слоями льда, пока невозможен, им удалось получить образцы, вынесенные талой водой к краю ледника. Они действительно содержали минералы, характерные для метеоритных кратеров: прошедший через плавление кварц, а также никель, платина, золото и кобальт в количествах, необычных для земной коры. Все это позволяет предположить, что погибший здесь некогда метеорит был богатым металлами астероидом.

Имея больше 30 километров в поперечнике, кратер вошел в список 25 крупнейших на Земле / ©Cardiff University

Диаметр кратера достигает 31 километра; проведенное учеными моделирование показало, что оставить его мог метеорит размерами порядка полутора километров. Такой удар не мог не вызвать заметных перемен глобального климата, которые должны были затронуть как минимум все Северное полушарие. Напрямую датировать его также пока невозможно. Однако радарные наблюдения позволили различить отдельные слои льда, нараставшие некогда в углублении самого кратера, а затем и над ним. Они дали верхнюю планку — примерно 11,7 тысячи лет назад.